Выполните упражнения
1. Каковы основные признаки предложения, отличающие его от других единиц языка? Покажите, что различие между предложением Пожар! и словом пожар, между словосочетанием больной ребенок и предложением Ребенок болен не количественное, а качественное.
2. Произведите анализ предложений по членам; выделите первичные и вторичные члены предложения.
1) Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. 2) Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. 3) Огни внизу отбрасывали живые тени; тени прохожих догоняли друг друга, тень лошади перебирала ногами. 4) Маленькие пятна экипажных фонарей беззвучно мчались по мостовой.
3. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное членение предложений.
1. Где ты работал летом? – Летом я работал в стройотряде. 2. Когда ты работал в стройотряде? – Я работал в стройотряде летом. 3. Кто летом работал в стройотряде? – В стройотряде летом работал я. 4. Что ты делал в стройотряде? – В стройотряде я работал. 5. Чем занимается твой отец? – Мой отец работает на заводе.
4. Разграничьте словосочетания и аналитические формы слова:
немного рассеянный, отправился путешествовать, пусть принесет, хочу пить, более близкий, непременно придет, слишком далеко, самый умный, выбежать навстречу, будет слушать, пусть напишет, написал бы, написал мне, написано утром, было написано, очень избалованный, согласно приказу, еле заметный, начнут заниматься, более глубоко, навстречу пожеланиям, пели согласно, недостаточно крепко.
5. Данные словосочетания разбейте на 3 группы в зависимости от вида синтаксических отношений между компонентами: а) согласование; б) управление; в) примыкание. Укажите, какими средствами осуществляются в них эти связи.
упасть навзничь, совет отца, вчера утром, девочка из легенды, вернуться домой, дело чести, горные вершины, построить дом, прийти на праздник, вечерний звон, мчаться стремглав, любить человека, достояние народа, лелеять мечту, безмерно счастливый.
6. Проанализируйте примеры и определите, какие смысловые отношения (атрибутивные, объектные, обстоятельственные) существуют между компонентами словосочетаний: говорить медленно, девушка в шляпе, дом на пригорке, увлекаться спортом, работать с огоньком, гулять в парке, брюки в полоску, четвертый курс, далеко от Москвы, спросить у товарища, работать зимой, всегда веселый, свободный по субботам, доверие к людям.