Выполните упражнения
Требуемые условия завершения
Получить оценку
- Разделите следующие словосочетания на свободные и устойчивые, расположив их в две колонки. К устойчивым, если возможно, подберите слова-эквиваленты: толочь воду в ступе, хранить тайну, морской волк, морской воздух, попасть в переплет, северный день, начало века, хранить зерно, пирог с изюмом, дать по шапке, белая бумага, девушка с изюминкой, любимый поэт, чувство локтя, втирать очки, Тихий океан, лезть на рожон.
- Какой смысл имеют следующие выражения? Как белка в колесе; прокрустово ложе; а ларчик просто открывался; игра не стоит свеч; бить баклуши; буря в стакане воды; лезть на рожон, воздушные замки; зарыть талант в землю; при царе Горохе; навострить лыжи, панургово стадо, валаамова ослица, между Сциллой и Харибдой, ничтоже сумняшеся (сумняся), ящик Пандоры, авгиевы конюшни.
- Употребите следующие словосочетания в предложениях как свободные и как устойчивые. Брать на буксир, выносить сор из избы, сидеть на мели, намылить голову, нагреть руки, смотреть сквозь пальцы, тянуть лямку, вылететь в трубу, рыльце в пушку, показывать когти, отделать под орех, шевельнуть пальцем, перегнуть палку, руки чешутся, зеленая улица.
- Определите по словарю лексические значения следующих слов; разграничьте слова с денотативными и коннотативными значениями.Задача, спектакль, читалка, договориться, ладья, скромный, вирши, камень, ребятенок, опешить, фрагмент, течение, отбыть, подсолнух, ухватка, вояж, смазливый, зодчий, рассказывать, улыбка, поборник, книга, заветный, встретить, смекалка, пример, окоченеть, собрание, мост, несказанный, перекур, дружба, переправа, ведать, зубрежка, находка, жизнерадостный, облачить, ловкач, доброта, жребий, вакуум.
- Попытайтесь определить, какой признак оказался положенным в основу следующих наименований: защита, азбука, петух, пир, сливки, грабли, огород, букварь, мыло, наперсток, крыша, свеча, мельница, качели, ледокол, вертолет, электровоз, атомоход, водомет, наклейка, рыбак, подоконник, столяр, писатель, общежитие, холодильник, облако (саранчи), шуршание, тень (позора), хрюшка, горихвостка. Какие виды мотивировки наблюдаются в приведенных примерах?
- Восстановите по этимологическому словарю мотивирующее значение (внутреннюю форму) слов: художник, время, роща, стол, корова, перчатка, рубль, будни, сапер, говядина, смуглый, овраг, блин, скорняк, копейка, платье, скатерть, полтора, зерно, колос.
- Каковы критерии разграничения типов лексических значений: основное – производное; прямое – переносное; свободное – связанное; нейтральное – стилистически маркированное; нейтральное – эмоционально окрашенное. Проиллюстрируйте все типы значений примерами из приведенного ниже списка: черный (костюм) – черный (день); пилить (дрова) – пилить (мужа); правая (нога) – правая (рука); (сильная) жажда – жажда (знаний); (пойти на) базар – (кончай) базар, она идет – вам идет этот цвет.