Успешное внедрение информатизации образовательного процесса зависит от многих факторов: оснащение программно-аппаратной инфраструктуры, доступность качественных электронных образовательных ресурсов, методического обеспечения процесса использования ИКТ в учебной и административной деятельности, готовность руководителей и педагогов образовательных организаций к разработке стратегии принятия необходимых управленческих решений к эффективному использованию ИКТ в образовательном процессе. Именно последний фактор является ведущим. Профессиональная компетентность педагогов, административных работников образовательной организации в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) рассматривается как обязательное условие, обеспечивающее качество результатов образования в условиях его информатизации.

«ИКТ-компетентность педагогического работника ориентирована на практическое использование информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности и не сводится только к овладению компонентами компьютерной грамотности. ИКТ-компетентность — в значительной степени не только знаниевая, но и преимущественно личностно-деятельностная характеристика специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе: учителя, школьного психолога, воспитателя, менеджера или руководителя образовательного учреждения» [4. С. 12].

С этой точки зрения ИКТ-компетентность педагогов характеризуется:

  • умениями эффективного поиска, структурирования, хранения, преобразования информации и ее адаптации к особенностям педагогического процесса;
  • квалифицированной работой с профессиональными программными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических задач;
  • организацией и использованием автоматизированных рабочих мест учителя и ученика в образовательном процессе;
  • готовностью к регулярной самостоятельной познавательной деятельности на основе ИКТ;
  • готовностью использования компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на различных этапах учебного занятия.

Формирование и развитие ИКТ-компетентности реализуется через теоретическое и практическое изучение компьютерных технологий обработки информации; изучение программного обеспечения различного назначения (общего, специального, учебного) и анализ возможности его применения в профессиональной деятельности; изменение методической системы обучения предмету с учетом возможности использования ИКТ и привитие культуры обмена педагогическим опытом с помощью телекоммуникационных технологий.

Реализация программы информатизации предполагает создание творческих групп из числа педагогов, администрации, обучаемых и родителей. Это те участники образовательного процесса, которые непосредственно задействованы в реализации проектов и будут осуществлять реальные действия по достижению результатов.

Руководит процессом реализации программы организатор информатизации общеобразовательной организации, назначаемый директором из числа заместителей. Его роль определяется необходимостью реализации целей обучения и воспитания в условиях внедрения ИКТ. Профессиональная компетентность организатора информатизации образовательного процесса характеризуется следующими компетенциями:

Знание:

  • дидактических основ, перспективных направлений использования средств ИКТ в образовании;
  • педагогико-эргономических требований к созданию и использованию электронных средств учебного назначения;
  • здоровьесберегающих технологий эффективного и безопасного использования средств ВТ, ИКТ в образовательных целях;
  • теории информатизации управления образовательного процесса;
  • механизмов управления педагогическим коллективом в условиях активного применения ИКТ;
  • основных функций педагогического управления (педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль) в условиях информатизации образования;
  • современных подходов к изучению, обобщению и описанию педагогического опыта на основе ИКТ;
  • спектра проблем, связанных проектированием, созданием и реализацией электронной информационно-образовательной среды;
  • цели, задач, содержания методической работы по организации электронной информационно-образовательной среды;
  • этапов проектирования и реализации электронной информационно-образовательной среды образовательной организации;
  • функциональных обязанностей специалистов по созданию ЭИОС.

Умение:

  • создавать информационную базу данных информатизации образовательного процесса образовательной организации;
  • анализировать результаты образовательной деятельности в условиях информатизации;
  • определять реальные цели информатизации образовательной организации, выбирать способы их достижения с учетом развития образовательного процесса, связанного с будущим состоянием информационной образовательной среды;
  • распределять права, полномочия, ответственность в системе управления информационными потоками и информационными ресурсами на всех уровнях управления образовательным процессом;
  • размещать информацию в сетевых ресурсах;
  • проводить экспертную педагогическую оценку и диагностику состояния процессов информатизации образовательного процесса, мониторинг эффективности управления процессом информатизации;
  • разрабатывать программу информатизации образовательной организации.

Владение:

  • исследовательскими методиками изучения возможностей новых технологий и средств ИКТ, которые могут повлиять на ожидаемые результаты управленческих решений, связанных с информатизацией;
  • технологиями организации интерактивного информационного взаимодействия участников образовательного процесса;
  • навыками работы с профессиональной информацией, представленной в электронном виде;
  • навыками использования ИКТ в рамках предметной области с учетом ее специфики;
  • опытом руководства процессами информатизации образовательного процесса;
  • методиками и технологиями организаторской деятельности в области информатизации образовательного процесса;
  • технологиями повышения эффективности труда в связи с увеличением доли использования ИКТ в образовательном процессе.

Способность:

  • раскрывать научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности в условиях информатизации образовательной организации;
  • самостоятельно оценивать уровень собственной ИКТ-компетентности;
  • работы с различными источниками профессионально важной информации;
  • общения современных тенденций информатизации с целью дальнейшего их внедрения в образовательный процесс школы.
Последнее изменение: Среда, 12 января 2022, 19:11