Программа информатизации — это документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательной организации, обеспечивающие новое качественное состояние образовательного процесса на основе внедрения информационных и коммуникационных технологий. Программа информатизации определяет основные направления развития образовательной организации в аспекте активного внедрения ИКТ в образовательный процесс. Обязательным требованием программы является определение перспектив, результатов, к которым необходимо прийти при ее выполнении [1]. Поэтому это документ, определяющий ответственность его исполнителей.

Структура программы информатизации включает как инвариантные (обязательные) компоненты, так и вариативные, определяющие специфику образовательной организации компоненты. Рассмотрим их более подробно.

К инвариантным компонентам программы информатизации относят: анализ текущего состояния информатизации в образовательной организации, цель и задачи программы, планируемые проекты, результаты, риски.

Разработка программы информатизации начинается с анализа реальной ситуации в образовательной организации, который поможет определить проблемные стороны образовательного процесса, преодоление которых возможно на основе внедрения ИКТ. В этой работе можно применять анкету информатизации образовательной организации, к основным критериям которой относят [1]:

  1. Аппаратное обеспечение образовательной организации (количество стационарных компьютеров, мобильных устройств, автоматизированных рабочих мест для всех участников образовательного процесса, цифровых учебных инструментов, периферийного оборудования).
  2. Сетевое оборудование (подключение компьютеров к локальной сети и ее распространенность, подключение к Интернету, характеристики сервера).
  3. Поддержка применения ИКТ в образовательной организации (ответственные за информатизацию образовательного процесса, организация методической работы по внедрению ИКТ, нормативная база информатизации, организация повышения квалификации педагогов и администрации в области ИКТ).
  4. Ресурсное обеспечение информатизации (применение электронных образовательных ресурсов, наличие медиацентра, информатизация библиотеки, коллекция ЭОР, разработанных педагогами образовательной организации).
  5. ИКТ-компетентность педагогов и административных работников образовательной организации (количество педагогов, регулярно применяющих ИКТ в профессиональной деятельности: на уроках, для организации внеурочной работы, для автоматизации управленческих задач; перечень цифровых инструментов, применяемых педагогами и администрацией).
  6. ИКТ-компетентность обучаемых (виды и количество учебных заданий, выполняемых обучаемыми с применением ИКТ, количество обучаемых, принимавших участие в сетевых образовательных инициативах).
  7. ИКТ в организации образовательного процесса (применение автоматизированных систем для составления расписания, тематического планирования, учебного плана, отчетов и результатов мониторинга и др.).

Такой анализ позволяет выявить слабые стороны организации образовательного процесса, которые мешают решать актуальные образовательные задачи и конкретизировать те, которые могут быть решены средствами информатизации.

Цель программы информатизации — обобщенная формулировка результата, нового качества образовательного процесса, которое предполагается получить по окончании программы. Цель тесно связана с результатом. Это равнозначные элементы, организующие программу информатизации в целом. Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед образовательной организацией. Например, цель программы может формулироваться как повышение конкурентоспособности, развитие информационной культуры и подготовка выпускников к жизни в информационном обществе. Тогда обновление образовательной среды информационными и коммуникационными технологиями станет обязательным условием для достижения данной цели. Цель, сформулированная в программе информатизации, должна быть понятна всем участникам образовательного процесса.

Следующий за целью блок программы описывает ее задачи, решение которых обеспечивает достижение общей цели. Важное требование, предъявляемое к формулировкам цели и задач,—согласованность. Список задач должен полностью раскрывать деятельность по достижению цели.

Содержательной основой программы информатизации являются проекты — основные направления работы, элементы реализации программы. Цель проекта — это одна из задач программы. Проект имеет временные рамки. Продолжительность программы информатизации в целом определяется продолжительностью ее проектов. Каждый проект нацелен на достижение конкретного результата. Исполнителями проекта являются члены школьной команды, которая создается приказом директора школы. Из числа этой группы определяется ответственный за выполнение данного проекта (учитель, заместитель директора). Успех реализации проекта зависит от того, насколько четко исполняющие понимают значимость, цели и результаты проекта и способы его реализации. Пример оформления проектов в программе реализации представлен в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Проект/Мероприятия

Срок

выполнения

Ответственный

I. Методическое обеспечение процесса информатизации образовательного учреждения

Ознакомление учителей-предметников с программой информатизации

2014 г.

директор, зам. директора по УВР, учитель информатики

 

Проект/Мероприятия

Срок

вы полнения

Ответственный

Ознакомление учителей-предметников со вновь поступившими цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР)

2014—2019 гг.

зав. библиотекой

Проведение тренингов для учителей по работе с ПК и ЦОР

2014—2015 гг.

учитель информатики

Проведение пед. советов, посвященных проблемам и процессу информатизации в ОУ

Каждый уч. год (установочный — сентябрь, итоговый — май)

зам. директора по УВР (или информатизации)

Проведение учителями-предметниками учебных занятий с использованием ЦОР

ежемесячно

учителя-предметники

Проведение круглых столов учителей-предметников по обмену опытом внедрения ЦОР в учебный процесс

каждый уч. год

учителя-предметники,

зам. директора

2. Кадровое обеспечение процесса информатизации образовательного учреждения

Прохождение администрацией ОУ курсов повышения квалификации в сфере ИКТ- компетентности

2014—2015 гг.

директор

Прохождение всеми учителями- предметниками курсов повышения квалификации в сфере ИКТ-компетентности

2014—2016 гг.

зам. директора но УВР

3. Обеспечение образовательного учреждения электронными учебными материалами

Обеспечение школы ЦОР нового поколения и СБППО в рамках проекта информатизации образования в РФ

2014—2017 гг.

зав. библиотекой, зам. директора по УВР

Создание учителями собственных ЦОР по предметам к используемым УМК

2014—2017 гг

учителя-предмет- ники, зам. директора по У ВР

 

Проект/Мероприятия

Срок

вы полнения

Ответственный

4. Система консультативной, конкурсной и проектной исследовательской работы со школьниками с использованием информационных технологий

Выполнение проектов с использованием ИКТ учащимися по предметам

ежегодно, начиная с 2014 г.

учителя-предметники

Участие школьников в дистанционных предметных конкурсах, oline-тестированиях и олимпиадах с помощью Интернета

2014—2019 гг.

учителя-предметники

На этапе разработки программы информатизации формулируется ожидаемый результат, определяемый конкретные изменения образовательного процесса. Формулируя цель, разработчики программы определяют круг возможных результатов. Чем точнее сформулированы результаты, тем понятнее всем участникам становится цель программы в целом, тем легче она будет реализовываться. Формулируя результаты, необходимо спланировать показатели, по которым будет определяться достижение результатов. Важным результатом программы информатизации школы является развитие профессиональной компетентности педагогов. Обучение педагогов и повышение их квалификации (в том числе проведение уроков с применением ИКТ, разработка и апробация ЦОРов) — долгосрочный результат программы, определяющий качественное изменение образовательного процесса. Новый уровень квалификации педагогов напрямую влияет на улучшение качества получаемого учениками образования.

Обобщенная структура программы информатизации может быть представлена в виде схемы (рисунок 4.1).

Вариативные компоненты программы информатизации определяют специфику образовательного процесса конкретной образовательной организации: история информатизации, нормативно-правовая база реализации программы, критерии эффективности реализации программы информатизации школы, финансирование программы информатизации.

Структура программы информатизации

Рис. 4.1. Структура программы информатизации

Критерии оценки структуры программы информатизации:

  1. Соответствие требованиям к структуре программы информатизации (наличие обязательных компонентов: актуальность, цель, задачи, анализ условий, проекты с указанием сроков выполнения и ответственных, анализ рисков или нежелательных эффектов, результаты выполнения программы).
  2. Оптимальная формулировка целей и задач, отсутствие дублирования целей и задач, согласованность всех компонентов программы: цель, задачи, проекты, результаты.
  3. Табличная форма представления основных проектов с указанием сроков выполнения и ответственных.

Этапы разработки и внедрения программы информатизации:

  1. Анализ уровня информатизации образовательной организации. Выявляются слабые стороны организации образовательного процесса, проблемы, мешающие решению образовательных задач. Конкретизируются те задачи, которые можно решить средствами информатизации.
  2. Определение цели и результатов программы информатизации. Программирование задач и проектов, составляющих программу в целом, при этом каждый элемент программы соотносится с заданными результатами.
  3. Разработка плана реализации проектов, определение сроков выполнения, ответственных, формы представления результата.
Последнее изменение: Среда, 12 января 2022, 19:08