4.1. Разработка политики внедрения и освоения ИКТ в образовательном процессе.
Внедрение и освоение ИКТ в образовательный процесс сопровождается рядом проблем. Отсутствие типовых организационных моделей использования ИКТ приводит к тому, что каждая образовательная организация реализует данную задачу по-своему на основе проб и ошибок. Уровень компетентности специалистов образования (учителей, административных работников) в области управленческих вопросов применения ИКТ в образовательном процессе, их способность использовать потенциал ИКТ в своей профессиональной деятельности требуют постоянного совершенствования [1].
Задачи информатизации образовательного процесса в большинстве школ находятся на стадии изучения. Специалисты управления школой осваивают пути выявления и распространения организационных форм и методов учебной работы в электронной информационно- образовательной среде. Каковы результаты, к которым стремятся участники образовательного процесса? Как изменяются представления школьников и педагогов в программно-техническом обеспечении образовательного процесса? Как изменяются способы взаимодействия между участниками образовательного процесса в ходе совместной учебно-познавательной деятельности? Данные вопросы обусловливают актуальность изучения и разработки комплекса важных управленческих решений по освоению и внедрению ИКТ в образовательный процесс.
Разработка нормативного обеспечения информатизации образовательного процесса
Администрация образовательной организации разрабатывает в пределах своих полномочий комплект нормативно-правовых документов, регулирующих организационно-правовые аспекты внедрения ИКТ в образовательный процесс, подготавливает ежегодно аналитический отчет о результатах информатизации, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию требований нормативных документов.
Комплект нормативного обеспечения информатизации образовательной организации включает следующие документы:
- 1. Программу информатизации образовательной организации, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий и план развития технической инфраструктуры на определенный период (требования к структуре и содержанию программы информатизации будут более подробно рассмотрены в п. 4.2).
- 2. Ряд положений, регламентирующих деятельность образовательной организации и ее структурных подразделений в направлениях информатизации образования:
- Положение «О библиотечно-информационном центре»;
- Положение «О школьной команде по информатизации»;
- Положение «О web-сайте образовательного учреждения»;
- Положение «О медиатеке образовательного учреждения»;
- Положение «О кабинете ресурсного обеспечения образовательного учреждения»;
- Положение «О применении дистанционных образовательных технологий»;
- Положение «Об образовательном портале».
- 3. Документы, регламентирующие распределение функций между сотрудниками образовательной организации по вопросам управления процессами информатизации (техническому и методическому сопровождению образовательного процесса с применением средств ИКТ). Должностные инструкции сотрудников, отвечающих за внедрение ИКТ в образовательный процесс (должностные инструкции заместителя директора по информатизации образования, учителя информатики, системного администратора и др.). Регламенты внедрения информационных автоматизированных систем, работы с локальной и глобальной сетью Интернет в образовательном учреждении.
- 4. Типовые правила, инструкции, графики работы:
- «Типовые правила использования сети Интернет в образовательной организации».
- «Инструкция по компьютерной безопасности сотрудника, отвечающего за использование преподавателями и обучающимися доступа к сети Интернет».
- «Правила работы с электронной почтой в образовательной организации».
- Графики работы компьютерного оборудования (кабинета информатики, мобильного класса, медиакабинета и т.д.).
Знание нормативно-правовой базы и соблюдение нормативных актов при организации образовательного процесса позволят улучшить качество и эффективность деятельности образовательной организации и создания электронной информационно-образовательной среды.
Создание материально-технических условий для внедрения И КТ в образовательный процесс
Развитие материально-технической и ресурсной базы информатизации образовательного процесса является обязательным условием развития ЭИОС. Обязательными компонентами материально-технического обеспечения образовательной организации являются [1, 3]:
- компьютерные классы, предназначенные для осуществления образовательного процесса в рамках учебного предмета «Информатика и ИКТ» в условиях индивидуальной или групповой работы обучающихся на персональных компьютерах под руководством учителя информатики;
- специализированные компьютерные классы, предназначенные для решения предметных дидактических задач, например, для организации обучения иностранным языкам;
- информационные комплексы учебных кабинетов или мобильные компьютерные классы, обеспечивающие применение информационных технологий при организации фронтальной или индивидуальной работы с классом на различных предметах;
- информационно-методический (ресурсный) центр или медиацентр, обеспечивающий самостоятельную работу педагогов, обучаемых, производство электронных и печатных дидактических средств, участие в различных внеурочных сетевых инициативах (проекты, олимпиады, конкурсы и т.д.);
- технический комплекс библиотеки, обеспечивающий автоматизацию учета библиотечного фонда, ведения абонемента и анализ пользования библиотечно-информационными ресурсами;
- демонстрационный комплекс лекционного зала, обеспечивающий возможность проведения лекций, внеклассных мероприятий, заседаний педагогического совета, родительских собраний и других мероприятий, связанных с использованием информационных ресурсов;
- автоматизированные рабочие места сотрудников администрации образовательной организации;
- коммуникационный узел, обеспечивающий доступ к ресурсам сети Интернет.
Аппаратной основой ЭИОС является локальная сеть, которая обеспечивает удаленный доступ к автоматизированным рабочим местам участников образовательного процесса, что позволяет организовать хранение данных на одном носителе (сервере) и использовать их одновременно с различных рабочих станций.
Повышение квалификации работников в области внедрения ИКТ в образовательный процесс
Информатизация образовательного процесса и его управления расширяет перспективные акценты в содержании профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов. Спектр этих изменений включает в себя формирование компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности педагогов, а также овладение новыми педагогическими технологиями, которые наиболее востребованы в условиях электронной информационно-образовательной среды. Важной организационной составляющей политики внедрения ИКТ в образовательный процесс является планомерное и целенаправленное профессиональное развитие педагогов и администрации, содержание которого представлено следующими курсами повышения квалификации:
- «Информационные технологии в профессиональной деятельности учителя»;
- «Использование свободного программного обеспечения в образовании»;
- «Разработка электронных образовательных ресурсов»;
- «Технология создания и использования интерактивных образовательных web-pecypcoB»;
- «Организация сетевой проектной деятельности обучаемых»;
- «Технологии электронного обучения в школе»;
- «Проектирование информационной образовательной среды учебного заведения»;
- «Разработка электронных курсов»;
- «ИКТ в управлении образовательным процессом» и др.
Методическое сопровождение внедрения ИКТ в образовательный процесс
На этапе формирования ЭИОС приходит понимание следующих фактов:
- компьютер — это инструментальное средство с широкими дидактическими возможностями, средство повышения эффективности труда педагогов;
- ограничение применения компьютеров только на уроках информатики характеризуется как отказ от более качественного уровня организации умственного труда обучаемых;
- компьютер должен быть в первую очередь не предметом изучения и не средством обучения информатике, а универсальным средством применения информационных технологий для обучения и воспитания обучаемых.
Основными организационными формами методического сопровождения внедрения ИКТ в образовательный процесс являются: методические семинары, индивидуальное консультирование, вебинары, профессиональные конкурсы и др. Целью таких мероприятий являются презентация положительного опыта работы образовательной организации, активизация деятельности педагогов по освоению и внедрению компьютерных технологий в образовательный процесс.
Деятельность творческих групп педагогов по вопросам информатизации направлена на решение следующих задач: создание условий для продуктивного освоения и использования инновационных технологий, методов и приемов обучения и воспитания обучающихся, основанных на применении ИКТ; повышение уровня методической компетентности педагогов в аспекте организации образовательного процесса на основе И КТ; проведение обмена опытом успешной педагоги ческой деятельности; пропаганда и осуществление новых подходов к организации обучения и воспитания; создание условий для непрерывного профессионального развития учителей.