Комплексные среды для построения информационной среды образовательной организации основаны на интеграции образовательных, управленческих, коммуникативных функций и предполагают их реализацию в едином интерфейсе. Рассмотрим задачи, которые должен решать комплексный программный продукт, на основе которого может быть построена электронная информационно-образовательная среда школы.

  1. Обеспечение единой базы школьных учебных и административных данных, которая содержит максимально полную информацию обо всех элементах учебного процесса (сведения об учениках и учителях, электронный классный журнал и т.д.).
  2. Разграничение прав доступа к данным и функциям системы.
  3. Автоматизированное создание различных статистических отчетов по результатам образовательного процесса.
  4. Реализация клиент-серверной архитектуры, при которой все программное обеспечение, базы данных размещены на школьном сервере, на компьютерах клиента размещены только программы для обращения.
  5. Дружественный, понятный интерфейс, позволяющий минимизировать затраты на обучение пользователей работе с системой.
  6. Обеспечение работы пользователей как в локальной сети образовательного учреждения, так и в региональной системе управления образования посредством выхода в Интернет.
  7. Наращивание и интеграция информационных образовательных ресурсов: электронных учебных приложений, методических разработок, ресурсов Интернет и др.
  8. Обеспечение электронного общения между всеми пользователями и группами пользователей информационной образовательной среды в режимах on-line и off-line.
  9. Распространение методических и дидактических материалов и рекомендаций из управленческих региональных центров образования.

Существующие в настоящее время на российском рынке комплексные информационные системы для создания информационной образовательной среды учебных учреждений относят к категории ERP- систем (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия). В связи с этим они имеют не только развитые кадровые модули, решающие задачи информатизации административной деятельности, но и специфичные модули для решения задач информатизации образовательного процесса.

Рассмотрим обзорно функционал комплексных программных продуктов для создания ЭИОС образовательной организации, разработанных отечественными производителями программного обеспечения.

Информационный интегрированный продукт (ИИП) «КМ- III кола» (http://www.km-school.ru/компании «Кирилл и Мефодий» направлен на решение задач информатизации образовательной организации и создания открытой информационной образовательной среды школы. «КМ-Школа» — комплексный программный продукт, функционал которого учитывает специфику образовательного процесса конкретного образовательного учреждения. ИИП «КМ-Школа» предоставляет возможности для автоматизации рабочих мест всех участников образовательного процесса.

АРМ директора включает следующие функции:

  • автоматизированное создание и учет нормативной документации, паспорта образовательного учреждения (вкладка «Документы»);
  • автоматизированный контроль нагрузки учителей и порядка проведения занятий в школе, просмотреть и печатать расписание уроков (вкладка «План работ»);
  • ведение личных дел сотрудников образовательного учреждения, просмотр и редактирование списка, персональной информации: фамилия, имя, отчество, дата рождения, предмет(-ы), классы, образование, контактная информация и др. (вкладка «Сотрудники — Личные дела»);
  • просмотр данных учебных классов и личных дел учащихся (вкладка «Структура школы — Классы»).

АРМ заместитель директора образовательного учреждения по учебной работе в «КМ-Школе» включает следующий функционал:

  • формирование структуры школы (создание и наполнение классов, назначение классных руководителей, определение профиль классов, удаление классов);
  • определение состава школьных предметов и экзаменов;
  • автоматизированное составление расписания занятий и равномерное распределение учебной нагрузки преподавателей;
  • разработка учебного плана;
  • подбор учителей для замены по тому или иному предмету;
  • сопровождение методической работы, сбор и хранение методических, нормативных и пр. документов, составление плана методической работы;
  • просмотр классных журналов и карточек учащихся;
  • формирование и печать отчетов: текущие отметки учащегося, пропуски занятий, сводная ведомость учета посещаемости, состав обучающихся по классам, возрастной состав учащихся.

АРМ учителя реализует следующие функции:

  • планирование, разработку, проведение уроков с использованием интерактивных, мультимедийных медиаобъектов, размещенных в образовательном контенте «КМ-Школы» («Индивидуальный портфель — Рабочие материалы»), который включает коллекцию медиаобъектов «Кирилла и Мефодия»; собственную коллекцию медиаобъектов; электронную библиотеку;
  • организацию автоматизированного контроля учебных достижений учащихся на основе использования как готовых тестовых заданий из базы знаний «КМ-Школы», так и разработки своих тестов, содержащих задания следующих видов (один из многих, многие из многих, ввод с клавиатуры, Да-Нет, сопоставление, упорядочивание, продолжить последовательность, классификация, выделение, множественный ввод);
  • формирование и редактирование тематических планов (закладка «Тематическое планирование»), представленных в виде иерархической таблицы с полями «Раздел», «Тема», «Урок» и указанием количества часов;
  • обмен педагогической информацией с коллегами с помощью общего информационного ресурса сотрудников школы «Методический кабинет», предназначенного для сбора и хранения методических, нормативных и других документов;
  • сопровождение электронного классного журнала и создание различных отчетов (выставление текущих отметок учащихся, формирование сводной ведомости учета посещаемости, определение состава обучающихся по классам, возрасту, составление рейтингов уровня обученности учащихся, отчетов по успеваемости и др.);
  • просмотр и печать личного расписания уроков (таблица, состоящая из строк уроков с расписанием звонков, столбцов с днями недели и ячеек с наименованием предметов и классов);
  • использование ресурсов образовательного портала «Школьный Клуб» (энциклопедии, книги, игры, уроки, тренинги, видеофильмы и др.).

Функционал АРМа учащегося в системе «КМ-Школа» позволяет реализовать сопровождение индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика и его самообразование:

  • обеспечение доступа к электронным материалам для самоподготовки (электронные книги, хранящиеся в базе знаний «КМ-Школы», мультимедийные учебные курсы по программам развития личности, обучающие игры, медиалекции и др.);
  • создание собственной информационной среды, включающей иерархическую структуру папок для систематизированного хранения информации (медиаобъектов, тестов, презентаций, текстовые материалы и др.);
  • самостоятельная разработка презентации по темам исследовательских, творческих работ;
  • просмотр расписания уроков;
  • просмотр собственных отметок по каждому предмету («Дневник успеваемости»).

АРМ «Библиотекарь» предназначен для комплексной автоматизации деятельности школьной библиотеки по формированию и управлению литературным фондом, формированию базы данных абонентов школы, организации системы выдачи и учета книг, оперативному поиску информации о книгах в литературном фонде, учету потоков поступления и списания книг.

Одним из преимуществ ИИП «КМ-Школа» является большая коллекция готовых информационных образовательных ресурсов, которая включает электронные энциклопедии; мультимедиауроки; электронные репетиторы для тренинга и проверки знаний учащихся; медиатеки, содержащие мультимедийные наглядные средства обучения; обучающие и развивающие игры; обучающие курсы по информационным технологиям; практические курсы по развитию личностных качеств и др.

ИЗ

Еще одним преимуществом данной системы является встроенный конструктор школьного сайта. Образовательной организации предоставляется бесплатный хостинг сайта, доменное имя, доступ Администратора для редактирования структуры и обновления информации на сайте. Конструктор школьных сайтов «КМ-Школы» позволяет:

  • управлять страницами сайта (активировать или скрывать страницы, изменять названия, добавлять и удалять страницы из структуры, менять порядок отображаемых страниц в меню сайта, редактировать страницы в визуальном режиме);
  • размещать на страницах сайта информационные блоки: текст, новости, фотогалерею, списки ссылок, формы;
  • создавать различные настраиваемые формы и опросы, содержащие различные типы полей (текст, число, дата, выбор одного варианта из предложенных, выбор нескольких вариантов из предложенных, также есть возможность прикрепить к сообщению файл);
  • просматривать статистику посещений сайта, размещать баннеры других сайтов;
  • размещать на страницах сайта видеоролики с сервисов хранения пользовательского видео;
  • регистрировать пользователей школьного сайта и изменять их пароли.

Одним из актуальных направлений развития электронной информационно-образовательной среды школы является внедрение технологий дистанционного обучения, что также представлено в функционале «КМ-Школы». Сегодня существуют два возможных варианта организации дистанционного обучения при использовании данной системы:

  1. Дистанционные технологии реализуются несколькими школами с детьми, обучающимися на дому (по 5—10 детей от школы). Организация данного варианта осуществляется на базе модуля «КМ-Школа. Локальная сеть образовательного учреждения». На домашних компьютерах учащихся устанавливаются удаленные рабочие места. В учебном процессе преобладает самостоятельная работа с опорой на Базу Знаний и конструкторы «КМ-Школы». Взаимодействие учителя с обучаемым осуществляется на основе применения электронной почты либо интернет-сервисов. Педагоги могут работать с сетевым программным комплексом на любом компьютере, входящем в локальную сеть образовательного учреждения.
  2. Дистанционные технологии реализуются на уровне Регио- нального/Городского центра дистанционного обучения. На сервер регионального центра устанавливается «КМ-Школа» для городской/ районной локальной сети, организуемой с помощью выбранного управлением образования провайдера. На домашних компьютерах учащихся устанавливается клиентское место, позволяющее работать с ресурсами «КМ-Школы». Учителя-предметники дистанционно сопровождают учебную деятельность учащихся, выставляют оценки в электронном журнале. Для взаимодействия учителей и учеников дополнительные программы не требуются.

Программный комплекс NetSchool (Net Школа) (компания «ИРТех», г. Самара, http://www.net-school.ru) предназначен для создания единой информационной образовательной среды, основанной на комплексной информатизации образовательного процесса. Данный комплекс также стал основой для развития системы «Сетевой город. Образование», предназначенной для построения региональной информационно-образовательной среды, в которой возможен оперативный обмен информацией между образовательными учреждениями и государственными структурами управления образованием.

Функционал системы реализует основные информационные потребности всех участников образовательного процесса и предоставляет возможности для их активного взаимодействия.

Для административных работников образовательной организации предусмотрена автоматизация составления отчетов для органов управления образованием. Осуществляется доступ к сведениям о сотрудниках, учащихся, родителях, автоматизация мониторинга продвижения учащихся при освоении образовательной программы. Система предполагает возможность создания и редактирования расписания учебных занятий, школьных и классных мероприятий; оперативного получения и анализа информации об образовательном процессе для принятия управленческих решений.

Для классных руководителей и преподавателей-предметников предоставляется возможность автоматического создания стандартных отчетов (успеваемость, посещаемость); сопровождение электронного журнала; составление календарно-тематических планов; просмотр и печать расписания занятий; просмотр и редактирование перечня школьных и классных мероприятий; инструменты для организации компьютерного тестирования (индивидуального, фронтального); работа с мультимедийными учебными материалами, подключенными к Ые18сЬоо1; ведение портфолио своих достижений и методических разработок.

Для учащихся есть возможность просмотра расписания класса; просмотр информации индивидуального электронного дневника (оценки, домашние задания и задолженности по предметам); просмотр отчетов о своей успеваемости и посещаемости; сопровождение собственного портфолио учебных достижений; возможность дистанционного обучения в рамках школьного образовательного процесса.

Родители с помощью функционала системы могут осуществлять оперативный контроль за успеваемостью и посещаемостью своего ребенка; просмотр расписания; возможность получать сообщения от классного руководителя на мобильный телефон (информация о собраниях, мероприятиях, поездках, отмене занятий и др.); применять внутрисистемную электронную почту для взаимодействия с классным руководителем или учителями-предметниками.

Для всех участников образовательного процесса предусмотрена среда информационного взаимодействия, включающая следующие формы: доска объявлений, каталог школьных ресурсов, внутренняя электронная почта, форум. Среди ключевых особенностей системы Ые18сЬоо1 является наращивание функциональных возможностей за счет интеграции с программными продуктами других производителей программного обеспечения. Для обеспечения полнофункционального дистанционного обучения предусмотрена возможность интеграции с системой дистанционного обучения МоосИе. Организован обмен данными (результатами выполнения заданий) между системами и их автоматизированное отражение в электронном журнале Ые18сЬоо1.

Для организации автоматизированного контроля образовательных достижений учащихся разработчиками Не18с1юо1 предусмотрена интеграция с системой Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ» (ООО «Аль-Ведия», г. Казань). Этот программный модуль предназначен для организации компьютерного тестирования (создание тестов, проведения тестирования, анализ полученных результатов). Функционал системы «СИнТеЗ» предусматривает возможность разбивать тестовые задания пяти различных типов (выбор одного правильного варианта ответа; выбор нескольких правильных вариантов ответа; прямой ввод с клавиатуры; соответствие; расположение в правильном порядке); указывать уровень сложности вопросов; включать в текст текстового задания мультимедийную информацию, таблицы; составлять сценарии тестирования, указывая настройки продолжительности тестирования, порядок предъявления тестовых заданий; назначать коэффициент трудности вопросов в баллах и соотносить количество набранных баллов с оценкой по различным оценочным шкалам. Основные данные для организации тестирования (списки учеников, преподавателей, классов и т.д.) импортируются из базы данных Ые18с1юо1. После выполнения теста оценка автоматически выставляется в электронный дневник и в электронный классный журнал системы Ые18сЬоо1. Далее автоматически формируется подробный отчет о результатах тестирования ученика.

Для расширения доступной базы готовых электронных образовательных ресурсов и учебных курсов в системе Ые18с1юо1 реализуется интеграция со следующими программными продуктами:

  • Программно-методический комплекс «Интерактивные плакаты» для начальной школы, предназначенный для использования интерактивной доски (компания «Новый Диск», г. Москва). Интеграция обеспечивается через веб-интерфейс Ые18с1юо1.
  • Электронная Библиотека «Просвещение», содержащая готовые электронные курсы по школьным предметам. Сетевые версии данных учебных курсов требуют только одной лицензии на класс и имеют более широкие возможности по взаимодействию учащегося и преподавателя.

В функционал системы Ые18с1юо1 встроен специализированный инструмент (Импорт курсов) для разработки авторских электронных образовательных ресурсов к урокам, который позволяет преобразовывать заранее подготовленный в любом редакторе НТМЬ-файл с иллюстрациями, учебными текстами во внутренний формат курсов Ые18сЬоо1. Учебные материалы созданных курсов можно дополнить тестовыми заданиями с автоматизированной проверкой.

Программа «1С: Образование 5. Школа» (https://edu.1c.ru/platform/) — система, позволяющая организовать образовательный процесс на основе создания информационной образовательной среды.

Комплексный характер данного программного средства определяет функционал, обеспечивающий управление образовательным процессом (электронный журнал, дневник, учет статистики ученых достижений учащихся), обучение с применением цифровых образовательных ресурсов (создание коллекции ЦОР к урокам) и сетевую коммуникацию участников образовательного процесса (электронная доска, электронная почта). Разработчиками предлагается две версии системы: локальная версия для использования на одном компьютере одним или несколькими пользователями и сетевая версия для использования функционала системы в локальной сети образовательного учреждения.

Системные требования для установки программы [13]:

Локальная версия: Microsoft Windows 2000/XP/Vista/2003, процессор Pentium III 700 МГц, оперативная память 128 Мб, видеокарта, поддерживающая разрешение 1024 х 768, true color, звуковая карта 16 бит, дисковод CD-ROM 12х, свободное место на жестком диске не менее 170 Мб.

Сетевая версия:

Сервер: Microsoft Windows 2000/XP/Vista/2003, процессор Pentium IV 1,6 ГГц, оперативная память 512 Мб, дисковод CD-ROM, свободное место на жестком диске не менее 180 Мб, сетевой контроллер, протокол TCP/IP, 100 Мбит/с.

Клиент: Microsoft Windows 2000/XP/Vista/2003, процессор Pentium III 700 МГц, оперативная память 128 Мб, видеокарта, поддерживающая разрешение 1024 х 768, true color, звуковая карта 16 бит, свободное место на жестком диске не менее 20 Мб, сетевой контроллер, протокол TCP/IP, 10 Мбит/с.

В системе предполагается регистрация следующих пользователей:

  • - учащийся (просмотр любых учебных материалов, кроме предназначенных только для преподавателей); выполнение тестов; просмотр Дневника; создание собственных подборок имеющихся медиаобъектов (в индивидуальных папках раздела Портфель);
  • - преподаватель (работа с Журналом класса, создание авторских учебных материалов с помощью имеющихся инструментальных средств, доступ к загруженным в программу учебным материалам);
  • - администратор (регистрация пользователей и назначение их ролей, формирование состава групп пользователей, назначение доступных этим группам рубрикаторов ЦОР, отслеживание статистики работы пользователей с программой и т.д.).

Интерфейс окна администратора включает три области (рисунок 3.1). В верхней части экрана расположены меню и панель инструментов, содержащие основные функции и инструменты для навигации, выбора необходимого модуля программы, управления режимами демонстрации учебных материалов, печати, поиска учебных материалов, справки по работе с программой. Левая панель содержит меню основных разделов модуля администрирования и соответствует основным функциональным возможностям данного пользователя. Основная часть экрана — «Рабочая область» предназначена для формирования и обработки списков зарегистрированных пользователей, списков групп/классов, страниц формируемого электронного журнала, статистических сведений и др.

Рабочее окно администратора системы «1С

Рис. 3.1. Рабочее окно администратора системы «1С: Образование 4. Школа»

Программа «1С: Образование 4. Школа» не содержит (в отличие от рассмотренных выше 1Че18с1юо1 и КМ-Школа) каких-либо готовых электронных учебных материалов, но предоставляет возможность работы с коллекциями открытых цифровых образовательных ресурсов, представленных в сети Интернет. Для работы с электронными учебными материалами прежде всего необходимо загрузить их в программу. Интерфейс системы в режиме работы с ЦОРами представлен на рисунке 3.2.

Для управления и контроля работы учащихся с загруженными преподавателем ЦОР, формируя тем самым индивидуальные образовательные траектории, в программе применяются электронный журнал и электронный дневник. Перед работой с Журналом или Дневником администратору необходимо создать соответствующие страницы в модуле администрирования.

Интерфейс системы «1С

Рис. 3.2. Интерфейс системы «1С: Образование 4. Школа» в режиме работы с цифровыми образовательными ресурсами

После того как необходимые ЦОР загружены в программу, они становятся доступны зарегистрированным пользователям. Преподаватель может назначать отдельные ресурсы учащемуся или группе учащихся в качестве индивидуальных заданий, формируя для них индивидуальные образовательные траектории. Для этой цели используется раздел Портфель, который представляет собой индивидуальное дисковое пространство для каждого зарегистрированного в программе пользователя (рисунок 3.3). При работе с разделом «Портфель» преподаватель или ученик могут создавать коллекции ссылок на ЦОР для быстрого доступа к ним (раздел «Избранное»); копировать выбранные ЦОР для последующего просмотра в свою индивидуальную папку; создавать собственные цифровые ресурсы и комплекты ЦОР.

Раздел «Портфель»

Рис. 3.3. Раздел «Портфель»

Вкладка «Избранное» используется для выборочного размещения ссылок на имеющиеся ресурсы для последующего быстрого их поиска. Вкладка «Мои ресурсы» используется для создания собственной подборки ЦОР из имеющихся для последующего просмотра и редактирования; для хранения ресурсов, импортированных из внешних файлов; для хранения ресурсов, созданных пользователем при помощи встроенных инструментальных средств программы. Вкладка «Мои курсы» необходима для хранения курсов, созданных при помощи встроенного редактора курсов. Вкладка «Общие папки» используется для обмена созданными ЦОР между пользователями программами.

С целью контроля учебной деятельности обучающихся с назначенными преподавателем ЦОР используется электронный журнал и дневник, перед работой с которыми необходимо создать соответствующие страницы в модуле администрирования.

Экспериментальное внедрение комплексных систем, позволяющих организовать электронную информационно-образовательную среду образовательной организации, как правило, реализуется через два основных этапа:

  • 1. Подготовительный этап:
    • проектирование и реализация школьной локальной сети;
    • инсталляция программного продукта на сервере образовательной организации;
    • формирование группы участников эксперимента по апробации, среди которых обязательными представителями являются администрация, учителя, ученики, родители;
    • разработка функциональных обязанностей участников эксперимента, а также пользователей программы;
    • проведение обучающих семинаров с участниками эксперимента, в ходе которых обсуждаются вопросы эффективности ЭИОС, спектр решаемых на основе ее внедрения задач, функциональные возможности выбранной информационной системы;
    • наполнение баз данных по учебным дисциплинам и пользователям программы;
    • выявление замечаний к программе, которые препятствуют проведению эксперимента, и выработка технологий их оперативного устранения.
  • 2. Рабочий этап:
    • организация систематического заполнения разделов электронного школьного журнала (текущей успеваемости, посещаемости, тем уроков);
    • подготовка учебных, методических и инструктивных материалов, содержащих описание технологий работы в программной среде всех участников образовательного процесса;
    • подготовка электронных обучающих ресурсов для самостоятельной работы учащихся;
    • разработка электронных курсов для реализации технологий дистанционного и смешанного обучения;
    • сбор информации о замечаниях, выявленных разными группами пользователей при работе с системой.
Последнее изменение: Среда, 12 января 2022, 18:17