3.1. Понятие и структура электронной информационно-образовательной среды.
Информационная среда образовательной организации определяется в современных исследованиях через совокупность понятий, характеризующих информационные процессы и средства ИКТ [9]:
- аппаратные и программные средства, информационно-телекоммуникационные и педагогические технологии, применяемые в образовательном учреждении;
- информационные ресурсы;
- автоматизированные информационные системы управления образовательным процессом.
Одно из перспективных направлений научных исследований по проблематике информатизации образовательного процесса является проектирование, создание и внедрение электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Развитие процесса информатизации современного образования, реализуемого на базе информационных и телекоммуникационных технологий, привело к широкому распространению данного термина, который был рассмотрен в концепции информатизации сферы образования Российской Федерации (1998 г.), где уточняется понимание его сущности. Под информационной образовательной средой в данном документе понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов, прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах
[5]. ЭИОС образовательной организации является основой для объединения информационных и педагогических технологий. С ее помощью происходит централизация планирования деятельности, осуществление контроля управления, исключение бумажной фиксации результатов образовательного процесса [16].
Актуальность и значимость процесса формирования ЭИОС отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах всех уровней образования. Образовательным организациям рекомендовано создавать ЭИОС, которая включает «комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» [17].
В научных исследованиях под ЭИОС понимают:
- основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением информационное обеспечение образовательного процесса (С.Л. Атанасян);
- сложную систему, аккумулирующую интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы и обеспечивающую возможности продуктивной деятельности обучаемых (И.Г. Захарова).
Таким образом, электронная информационно-образовательная среда образовательной организации в широком понимании этого понятия рассматривается как педагогическая система, основанная на целенаправленном и управляемом применении информационных и коммуникационных технологий. Более узкое толкование понятия ЭИОС связывает его с совокупностью учебно-методических материалов, представленных в виде электронных образовательных ресурсов, средств их разработки, сопровождения, доставки, представления обучаемым.
Электронная информационно-образовательная среда характеризуется [6]:
- материальным обеспечением (аппаратно-программное обеспечение, материальные носители информации, литература, средства массовой информации, компьютеры и компьютерные сети, библиотеки, архивы, видеотеки и т.д.);
- информационным обеспечением (возможность доступа к материальным носителям информации, сформированностью навыков работы с информацией, знание методов поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа информации и т.д.);
- коммуникативным обеспечением (возможность необходимого и полноценного общения, непосредственного или с помощью средств коммуникации).
Обобщение результатов научных исследований, посвященных вопросам изучения, проектирования, реализации информационных образовательных сред, позволило сформулировать ряд принципов (И.Г. Захарова):
- принцип открытости предполагает реализацию образовательного процесса на основе целенаправленной, контролируемой, интенсивной самостоятельной работы обучаемых;
- принцип интегративности касается содержательного и деятельностного компонента ЭИОС и предполагает переход от эпизодического, ситуативного использования программных средств к комплексному, что обеспечивает возможность наиболее оптимального подбора образовательных ресурсов, выбора вида деятельности для развития личностных качеств обучаемого;
- принцип иерархичности образовательных ресурсов в ИКОС. Первый уровень включает ресурсы библиотеки, лабораторий, музеев и т.д. Второй уровень — ресурсы формируются педагогами данного образовательного учреждения на основе собственных наработок и технологий для достижения конкретных целей образовательного процесса с ориентацией на определенный контингент учащихся. Третий уровень создается на основе первого и второго в ходе познавательной деятельности самих обучаемых.
Управление образовательным процессом на основе ЭИОС определяет следующий ряд основных преимуществ. Создается возможность реализации технологии индивидуально-ориентированного обучения за счет представления полной информации о программе, организации обучения, представления теоретического материала, материалов для самоконтроля, проектно-исследовательских заданий [6].
Согласно требованиям ФГОС современная школа за счет наличия ЭИОС и квалифицированных кадров должна обеспечивать возможность для изучения и преподавания любого общеобразовательного предмета с использованием ИКТ, автоматизированное планирование и фиксацию результатов образовательного процесса, его прозрачность для родителей и общества; управление образовательным процессом на различных уровнях с привлечением всех субъектов образования. Основными пользователями ЭИОС образовательной организации являются все участники образовательного процесса (директор, заместители директора, педагог-организатор, социальный педагог, психолог, секретарь, библиотекарь, учителя, ученики, родители).
На основе внедрения ЭИОС реализуется задача интеграции информационных процессов, характерных для основных видов образовательной деятельности (учебно-воспитательных; управленческих; коммуникативных). ЭИОС образовательной организации обеспечивает сопровождение единой базы данных, разграничение прав доступа к которой реализует многопользовательский режим работы с данными, возможность прямого обмена (без выполнения операций экспорта- импорта) данными между различными прикладными программами.
С точки зрения субъектов образовательного процесса структура ЭИОС включает:
- административный модуль (сбор, хранение, корректировка информации об обучающихся; педагогических кадрах; информация по кадрам, анализ успеваемости, результатов контрольных работ, экзаменов, анализ социального положения семей учащихся, подготовка отчетной документации, ведение рабочей статистики; ведение нормативной базы и др.);
- методический модуль (формирование программно-методического фонда; данные по учебно-методической литературе; информация о повышении квалификации педагогических кадров; планы методической работы; систематизация информации о современных педагогических технологиях, методов, средств обучения; информация о конференциях, участие в телеконференциях);
- педагогический модуль (психолого-педагогическая диагностика; методическое общение, накопление и обобщение педагогического опыта; ведение электронных журналов; организация обучения с использованием ИКТ; организация контроля знаний на основе использования ИКТ);
- ученический модуль (участие в различных образовательных проектах; разработка образовательных продуктов в процессе учебной деятельности; участие в научно-исследовательской работе; самообучение).
Эффективность внедрения ЭИОС в образовательной организации зависит от множества факторов. Рассмотрим самые основные [3].
Организационные факторы. Руководитель школы должен понимать значимость ЭИОС в организации и управлении образовательным процессом. Формирование ЭИОС как одно из стратегических направлений развития образовательного учреждения должно найти отражение в соответствующей нормативной базе. На этапе становления ЭИОС важна организующая воля руководителя, который должен проводить разъяснительную работу, меняющую сложившееся традиционное представление организации образовательного процесса.
Программно-технические факторы. Образовательная организация должна быть оснащена компьютерной техникой в таком объеме, который позволяет использовать ее не только на уроках информатики, но и на уроках по другим предметам. Помимо компьютеров должны быть другие технические устройства для наиболее эффективного использования информационных технологий в учебном процессе — принтеры, сканеры, проекторы, оборудование для организации локальной сети, интерактивные технические средства, технические устройства для выхода в Интернет.
Кадровые факторы. Повышение квалификации сотрудников образовательного учреждения в области ИКТ предполагает формирование не только основных умений работы со стандартными системными и программными средствами, но и со специальным программным приложением организации ЭИОС. Педагоги должны выполнить, особенно на начальном этапе формирования ЭИОС определенную работу по созданию комплекса учебных и методических материалов в электронном виде (учебники, тесты, презентации и др.) и размещению их в общем хранилище данных. И самое главное — понимать необходимость в наше время такой образовательной среды, принимать изменения педагогического труда.