1.4. Информационное взаимодействие в процессе управления образовательным процессом.
Управление образовательным процессом невозможно без эффективно организованной коммуникации и взаимодействия его участников. Создание автоматизированных рабочих мест в образовательной организации и их объединение в единую локальную сеть позволяет создать необходимые условия для информационного взаимодействия участников образовательного процесса, распределить информационные ресурсы локальной сети и доступ в Интернет с учетом выполнения требований информационной безопасности. При этом традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса обогащаются новыми информационно-коммуникационными технологиями, которые создают информационно-коммуникационную среду.
Информационно-коммуникационная среда (ИКС) — совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (распределенным информационным ресурсом), с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий сбора, накопления, передачи, обработки, распространения информации, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью [18].
В информационно-коммуникационной среде существует три модели взаимодействия участников образовательного процесса.
I. Модель «один к одному» («учитель—ученик», «ученик—ученик», «учитель—родитель»). Оба участника диалога являются как отправителями, так и получателями информации, и их взаимодействие происходит через информационно-коммуникационную среду, которая воспринимается и модифицируется участниками диалога (рисунок 1.2). Например, взаимодействие между учителем и учеником при объяснении индивидуальных заданий; между учителем и родителем при обсуждении образовательных результатов ученика и др.
Рис. 1.2. Структура модели информационного взаимодействия «один к одному»
Информационное взаимодействие согласно данной модели может проходить:
- - в режиме реального времени (on-line) с одним собеседником с помощью сервиса обмена индивидуальными сообщениями (напр. ICQ), компьютерной аудио- или видеоконференцсвязи (напр. Skype);
- - в режиме общения, отсроченного во времени (off-line) с одним собеседником с помощью электронной почты.
2. Модель «от одного ко многим» («учитель—группа учеников», «ученик—группа учеников» и др.). Один отправитель информации через информационно-коммуникационную среду отправляет информацию множеству получателей (рисунок 1.3). Например, между учителем и группой учащихся при предъявлении в электронной форме домашнего задания; между завучем и учителями при обсуждении результатов мониторинга учебных достижений учащихся одной параллели и др.
Информационное взаимодействие согласно данной модели может проходить:
- - в режиме реального времени со многими собеседниками в чат- сессии, компьютерной групповой аудио- или видеоконференцсвязи с односторонним вещанием (напр. BigBlueButton);
- - в режиме общения, отсроченного во времени (off-line) со многими собеседниками с помощью электронной почты (списки рассылки).
Рис. 1.3. Структура модели информационного взаимодействия «один ко многим»
3. Модель «многие ко многим» («учитель—ученик—родитель—...»). Каждый участник взаимодействия обращается к другим участникам или группам людей через информационную среду (рисунок 1.4).
Рис. 1.4. Структура модели информационного взаимодействия «многие ко многим».
Средством коммуникации является распределенная компьютерная сеть. Передатчик информации одновременно является и ее потребителем, при этом происходит не только передача информации, но создание и видоизменение информационно-коммуникационной среды (например, дистанционное обсуждение вопросов организации образовательного процесса коллективом школы).
Информационное взаимодействие согласно данной модели может проходить:
- - в режиме реального времени (on-line) многие со многими собеседниками в чат-сессии, компьютерной групповой аудио- или видеоконференцсвязи, online-доски;
- - в режиме общения, отсроченного во времени (off-line), со многими собеседниками с помощью форумов, телеконференции, гостевые книги.
Одной из важных характеристик информационного взаимодействия является интерактивность. Интерактивность — это характеристика протекания процесса коммуникации, определяемая отношением текущего коммуникационного сообщения к предшествующим. Интерактивное взаимодействие предполагает активный диалог субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов (обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п.). Применительно к диалогу пользователя с программным средством интерактивность характеризуется моментальным ответным действием программы на запрос пользователя.
Еще одна роль информационного взаимодействия в управленческой деятельности, тесно связанная с организацией АРМ в составе локальной сети образовательной организации, принадлежит оперативному обмену данных (электронному документообороту). Использование преимущественно электронной почты для организации электронного документооборота имеет ряд недостатков: нарушение информационной безопасности при использовании внешних почтовых сервисов; трудоемкость обработки информации (выполнение множественных операций по вложению, сохранению, обработке и отправке документа); подтверждение доставки информации только на основе уведомлений о прочтении сообщения; полное отсутствие контроля по пути следования документа.
Одним из альтернативных вариантов эффективной организации электронного документооборота в образовательном учреждении является создание специально выделенного дискового пространства, которое будет использоваться участниками информационного взаимодействия для обмена файлами. При этом создается логичная структура вложенных папок в соответствии с типом и назначением документов, например «Методические материалы», «Приказы», «Расписание» и т.п. Такая организация информации позволяет получить доступ к файлам любого размера, в любое время, не требует дублирования и сохранения файлов на компьютерах пользователей сети. Ограничение доступа к определенным документам и разграничение прав на чтение, запись, удаление информации для разных пользователей обязательное условие электронного документооборота.