Управление образовательным процессом невозможно без эффективно организованной коммуникации и взаимодействия его участников. Создание автоматизированных рабочих мест в образовательной организации и их объединение в единую локальную сеть позволяет создать необходимые условия для информационного взаимодействия участников образовательного процесса, распределить информационные ресурсы локальной сети и доступ в Интернет с учетом выполнения требований информационной безопасности. При этом традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса обогащаются новыми информационно-коммуникационными технологиями, которые создают информационно-коммуникационную среду.

Информационно-коммуникационная среда (ИКС) — совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (распределенным информационным ресурсом), с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий сбора, накопления, передачи, обработки, распространения информации, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью [18].

В информационно-коммуникационной среде существует три модели взаимодействия участников образовательного процесса.

I. Модель «один к одному» («учитель—ученик», «ученик—ученик», «учитель—родитель»). Оба участника диалога являются как отправителями, так и получателями информации, и их взаимодействие происходит через информационно-коммуникационную среду, которая воспринимается и модифицируется участниками диалога (рисунок 1.2). Например, взаимодействие между учителем и учеником при объяснении индивидуальных заданий; между учителем и родителем при обсуждении образовательных результатов ученика и др.

Структура модели информационного взаимодействия «один к одному»

Рис. 1.2. Структура модели информационного взаимодействия «один к одному»

Информационное взаимодействие согласно данной модели может проходить:

  • - в режиме реального времени (on-line) с одним собеседником с помощью сервиса обмена индивидуальными сообщениями (напр. ICQ), компьютерной аудио- или видеоконференцсвязи (напр. Skype);
  • - в режиме общения, отсроченного во времени (off-line) с одним собеседником с помощью электронной почты.

2. Модель «от одного ко многим» («учитель—группа учеников», «ученик—группа учеников» и др.). Один отправитель информации через информационно-коммуникационную среду отправляет информацию множеству получателей (рисунок 1.3). Например, между учителем и группой учащихся при предъявлении в электронной форме домашнего задания; между завучем и учителями при обсуждении результатов мониторинга учебных достижений учащихся одной параллели и др.

Информационное взаимодействие согласно данной модели может проходить:

  • - в режиме реального времени со многими собеседниками в чат- сессии, компьютерной групповой аудио- или видеоконференцсвязи с односторонним вещанием (напр. BigBlueButton);
  • - в режиме общения, отсроченного во времени (off-line) со многими собеседниками с помощью электронной почты (списки рассылки).

Структура модели информационного взаимодействия «один ко многим»

Рис. 1.3. Структура модели информационного взаимодействия «один ко многим»

3. Модель «многие ко многим» («учитель—ученик—родитель—...»). Каждый участник взаимодействия обращается к другим участникам или группам людей через информационную среду (рисунок 1.4).

Структура модели информационного взаимодействия «многие ко многим»

Рис. 1.4. Структура модели информационного взаимодействия «многие ко многим».

Средством коммуникации является распределенная компьютерная сеть. Передатчик информации одновременно является и ее потребителем, при этом происходит не только передача информации, но создание и видоизменение информационно-коммуникационной среды (например, дистанционное обсуждение вопросов организации образовательного процесса коллективом школы).

Информационное взаимодействие согласно данной модели может проходить:

  • - в режиме реального времени (on-line) многие со многими собеседниками в чат-сессии, компьютерной групповой аудио- или видеоконференцсвязи, online-доски;
  • - в режиме общения, отсроченного во времени (off-line), со многими собеседниками с помощью форумов, телеконференции, гостевые книги.

Одной из важных характеристик информационного взаимодействия является интерактивность. Интерактивность — это характеристика протекания процесса коммуникации, определяемая отношением текущего коммуникационного сообщения к предшествующим. Интерактивное взаимодействие предполагает активный диалог субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов (обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п.). Применительно к диалогу пользователя с программным средством интерактивность характеризуется моментальным ответным действием программы на запрос пользователя.

Еще одна роль информационного взаимодействия в управленческой деятельности, тесно связанная с организацией АРМ в составе локальной сети образовательной организации, принадлежит оперативному обмену данных (электронному документообороту). Использование преимущественно электронной почты для организации электронного документооборота имеет ряд недостатков: нарушение информационной безопасности при использовании внешних почтовых сервисов; трудоемкость обработки информации (выполнение множественных операций по вложению, сохранению, обработке и отправке документа); подтверждение доставки информации только на основе уведомлений о прочтении сообщения; полное отсутствие контроля по пути следования документа.

Одним из альтернативных вариантов эффективной организации электронного документооборота в образовательном учреждении является создание специально выделенного дискового пространства, которое будет использоваться участниками информационного взаимодействия для обмена файлами. При этом создается логичная структура вложенных папок в соответствии с типом и назначением документов, например «Методические материалы», «Приказы», «Расписание» и т.п. Такая организация информации позволяет получить доступ к файлам любого размера, в любое время, не требует дублирования и сохранения файлов на компьютерах пользователей сети. Ограничение доступа к определенным документам и разграничение прав на чтение, запись, удаление информации для разных пользователей обязательное условие электронного документооборота.

Последнее изменение: Среда, 12 января 2022, 11:51