Как было показано в п. 1.1. и п. 1.2., в настоящее время все большее внимание уделяется вопросу информатизации образования в целом и информатизации управления образовательным процессом в частности. Активно реализуется оснащение образовательных организаций компьютерной техникой, программным обеспечением, средствами телекоммуникаций. Программное и техническое оснащение школ (компьютеры, демонстрационное и интерактивное оборудование, периферийные устройства и др.) обеспечивает доступ к современным информационно-коммуникационным технологиям всех участников образовательного процесса. В структуре управления образовательным процессом в школах выделяют четыре уровня, в которых задействованы все его участники:

I — руководитель образовательного учреждения (директор), руководители совета школы;

II — заместители директора образовательного учреждения, психолог, социальный педагог, заместитель директора по административно-хозяйственной части;

III — педагоги, воспитатели, классные руководители;

IV — обучаемые, объединения классного и общешкольного ученического самоуправления.

Для каждого уровня управления необходимо предусмотреть автоматизированные рабочие места.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) — комплекс технических, программных и методических средств, обслуживающих рабочее место специалиста, обеспечивающий осуществление информационной деятельности, информационного взаимодействия и доступ к информационным ресурсам [19]. Основная сущностная характеристика АРМ заключается в наличии у специалиста комплекса вычислительных систем, расположенного непосредственно на его рабочем месте и предназначенного для автоматизации его профессиональных функций.

Несмотря на функциональное различие любые АРМ должны соответствовать следующим принципам:

  • с позиции принципа системности АРМ рассматривают как систему, структура которой определяется функциональным назначением;
  • принцип гибкости обеспечивает «приспособляемость» АРМ к возможным компонентным изменениям благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов;
  • принцип устойчивости обеспечивает выполнение основных функций независимо от воздействия внутренних и внешних факторов, при которых неполадки в отдельных компонентах не должны привести к остановке функционирования АРМ в целом;
  • принцип эффективности АРМ рассматривают как показатель, интегрирующий реализацию приведенных выше принципов и оцениваемый затратами по созданию и эксплуатации системы.

Реализация данных принципов позволяет организовать АРМ, которые обеспечивают своевременное выполнение информационной и вычислительной задачи специалиста, минимальное время ожидания ответа на запросы пользователя, адаптацию к уровню подготовки пользователя в области информационно-коммуникационной компетентности, дружественный интерфейс программного обеспечения, возможность сетевой работы.

Эффективность функционирования АРМ может определяться при условии, если правильно распределены функции между человеком и компьютерными средствами обработки информации. При этом основные операции по поиску, хранению и обработке информации выполняются автоматизированными средствами, а часть операций, требующих творческого подхода, выполняется специалистом вручную. Обобщенный компонентный состав АРМ представлен на рисунке 1.1.

Компонентный состав автоматизированного рабочего места

Рис. 1.1. Компонентный состав автоматизированного рабочего места

Техническое обеспечение — комплекс компьютерных средств сбора, передачи, хранения, обработки информации, а также периферийных средств. Техническое обеспечение АРМ в соответствии с решаемыми профессиональными задачами может реализовывать как автономное функционирование, так и сетевые формы работы. В последнем случае техническое обеспечение включает специализированное сетевое оборудование.

Информационно-методическая документация — это совокупность нормативных и инструктивных документов, обеспечивающих методическую поддержку принятия решений, а также позволяющих разработать алгоритмы обработки информации при выполнении профессиональных задач с помощью АРМ.

Программное обеспечение (ПО) — это комплекс программных средств и систем, обеспечивающих обработку, передачу, хранение информации. Системное ПО — операционные системы, управляющие функционированием компьютерной техники, сетевого оборудования. ПО общего назначения — еовокупность программных средств, необходимых для решения общих задач различных предметных областей, предоставляющих пользователям дополнительные сервисы. Функциональное ПО — совокупность программ, непосредственно реализующих алгоритмы решения специализированных задач в конкретной предметной области. Программное обеспечение современных АРМ создается с привлечением различных средств разработки: систем программирования и систем управления базами данных (СУБД) [11]. Пользователи АРМ чаще всего работают с большим объемом данных и для облегчения такого рода деятельности применяются СУБД.

При разработке функционального ПО существенное внимание уделяется средствам организации взаимодействия в системе «человек- компьютер», которое может реализовываться следующими способами организации диалога: использование командного языка, диалог через управление объектами, диалог с применением команд меню. Применение командного языка, с одной стороны, характеризуется простотой построения диалога, но, с другой стороны, требует от пользователя запоминания команд и их параметров. Применяя системы с командным языком, пользователь должен изучать специальный язык взаимодействия. Диалог, построенный по принципу управления пользователем объектами на экране компьютера прост в реализации, так как манипулирование графическими объектами организовано с помощью клавиш управления курсором, специальных указывающих устройств (мышь, перо), функциональных комбинаций клавиш. Диалог пользователя с ПК в форме выбора необходимых команд в меню предполагает множество альтернативных действий, необходимых для решения задачи. В современных АРМ наиболее широкое распространение получил пользовательский интерфейс, сочетающий в себе свойства диалога с помощью объектов и меню.

Рассмотрим функционал АРМ участников образовательного процесса в соответствии с указанной выше структурой его управления. Основой автоматизированных рабочих мест, задействованных в управлении образовательным процессом, являются следующие информационные системы: кадры, контингент, учебный процесс, воспитательный процесс.

Информационная система «кадры» направлена на автоматизированное формирование и ведение личных дел сотрудников образовательной организации, представленных в развернутой информации, необходимой для делопроизводства и анализа кадрового состава. С помощью данной информационной системы эффективно формируются списки сотрудников, картотеки по любому показателю, решаются вопросы сопровождения личных дел, отражающие профессиональное развитие педагогов и их достижений, повышение квалификации, результаты аттестации. Информационная система формирует различные формы статистической отчетности.

Информационная система «контингент» позволяет вести автоматизированный учет учащихся образовательной организации, хранит и обрабатывает информацию об учащихся, сведения о родителях, документацию психологической службы и социального педагога, данные о состоянии здоровья, успеваемость, принадлежность к социальным группам и т.д.

Информационная система «учебный процесс» содержит информацию об организации учебного процесса, позволяет проводить образовательный мониторинг, внутришкольный контроль по вопросам выполнения учебных программ, промежуточную и итоговую аттестацию обучаемых и т.д.

Информационная система «воспитательный процесс» связана с реализацией плана воспитательной работы в образовательной органи- заци, предполагаемого ученическое самоуправление, проведение воспитательных мероприятий, участие в общественных акциях, деятельность кружков и секций и т.д.

Данные информационные системы, с одной стороны, обрабатывают свои потоки информации, но, с другой стороны, должны быть взаимосвязаны и функционировать на всех уровнях управления образовательным процессом. Каждый из четырех уровней управления может использовать данные из всех информационных систем, при различном доступе к данным и с разной степенью обобщения.

Функции АРМ директора образовательной организации:

  • автоматизированная подготовка документов, необходимых для прохождения процедуры аттестации (лицензирования) учреждения;
  • заполнение и редактирование паспорта школы;
  • оперативный доступ к базам данных личных дел сотрудников, для решения кадровых вопросов;
  • формирование структуры образовательной организации; распределение основной и дополнительной нагрузки преподавателей;
  • формирование базисного учебного плана, штатного расписания, годового календарного учебного графика и др.;
  • просмотр личных дел учащихся, данных учебных классов;
  • оперативное получение данных, необходимых для мониторинга качества образовательного процесса в учреждении (степень обученности, качество знаний, успеваемость), проведения аттестации и управления переподготовкой и повышения квалификации педагогов;
  • динамическое создание отчетов любых форм и содержания, в том числе стандартных статистических отчетов;
  • просмотр расписания уроков и др.

Функции АРМ заместителя директора образовательной организации:

  • формирование структуры школы (создание и наполняемость классов, назначение классных руководителей, определение профилей классов и др.);
  • автоматизация анализа деятельности педагогического коллектива по выполнению учебных планов и программ;
  • распределение учебной нагрузки педагогов;
  • осуществление контроля за качеством образовательного процесса и объективностью оценки образовательных результатов учебного процесса;
  • динамическое своевременное составление текущей отчетной документации;
  • координация учебно-воспитательного процесса, учебной нагрузки обучающихся;
  • сопровождение личных дел учащихся;
  • автоматизированное формирование расписания учебных занятий и внеклассной деятельности;
  • определение состава школьных предметов и экзаменов, подготовка материалов для итоговой аттестации;
  • просмотр данных электронных классных журналов.

Функции АРМ организатора методической и воспитательной работы:

  • сбор, хранение методических, нормативных и пр. документов организации образовательного процесса;
  • формирование программно-методического фонда;
  • учет данных по учебно-методической литературе;
  • сопровождение данных о повышении квалификации педагогических кадров;
  • формирование планов методической работы;
  • систематизация информации о современных педагогических технологиях, методах, средствах обучения;
  • поиск, систематизация информации о конференциях, конкурсов, проектов и оповещение педагогов о сроках проведения данных мероприятий.

Функции АРМ педагога-психолога:

  • реализация психолого-педагогической диагностики на основе автоматизированных средств и систем тестирования;
  • автоматизированная подготовка материалов для диагностики и обработка ее результатов;
  • составление результатов интерпретации диагностики в виде графических, текстовых отчетов;
  • сопровождение индивидуальных психологических карт обучаемых;
  • сопровождение электронной библиотеки материалов (психологическая литература, диагностический материал, коррекционноразвивающие программы, нормативно-правовая документация, информационная база контактов и т.д.);
  • создание и сопровождение дистанционной школьной психологической службы (расширение консультационной работы психолога с детьми, педагогами, родителями, на основе дистанционных форм взаимодействия).

Функции АРМ классного руководителя:

  • формирование списка класса;
  • просмотр расписания класса;
  • ввод, обработка информации об учащихся класса;
  • контроль ведения электронного классного журнала;
  • контроль информации об успеваемости учащихся класса.

Функции АРМ учителя-предметника:

  • проведение уроков по своей учебной дисциплине с применением интерактивных, мультимедийных электронных образовательных ресурсов;
  • организация автоматизированных форм контроля и оценки учебных достижений обучаемых;
  • организация обучения с применением дистанционных и смешанных образовательных технологий;
  • ведение электронного журнала: просмотр и выставление текущих, итоговых оценок обучающихся;
  • создание отчетов по результатам образовательной деятельности обучаемых;
  • организация сетевой внеурочной деятельности учащихся с применением образовательных интернет-технологий;
  • формирование домашних заданий, представленных в электронном виде на базе списков обязательной и дополнительной учебной литературы;
  • автоматизированная разработка и сопровождение тематических учебных планов, конспектов уроков;
  • создание и хранение собственной коллекции учебных медиаматериалов;
  • доступ к материалам электронной библиотеки;
  • просмотр личного расписания уроков;
  • методическое общение, накопление и обобщение педагогического опыта.

Функции АРМ ученика:

  • просмотр расписания учебных занятий своего класса;
  • просмотр и изучение учебных материалов, выполнение домашних заданий, представленных в электронном виде;
  • сопровождение электронного дневника, просмотр оценок, отслеживание результатов обучения;
  • разработка электронных образовательных продуктов в процессе учебной деятельности;
  • предоставление возможности участия в сетевой проектной, конкурсной, научно-исследовательской деятельности;
  • организация самообучения (поиск, обработка дополнительной учебной информации).

Реализация функций данных АРМ с помощью специализированных программных средств и систем будет более подробно рассмотрена во второй и третьей главах.

Последнее изменение: Среда, 12 января 2022, 11:45