1.3. Функционирование автоматизированных рабочих мест участников образовательного процесса.
Как было показано в п. 1.1. и п. 1.2., в настоящее время все большее внимание уделяется вопросу информатизации образования в целом и информатизации управления образовательным процессом в частности. Активно реализуется оснащение образовательных организаций компьютерной техникой, программным обеспечением, средствами телекоммуникаций. Программное и техническое оснащение школ (компьютеры, демонстрационное и интерактивное оборудование, периферийные устройства и др.) обеспечивает доступ к современным информационно-коммуникационным технологиям всех участников образовательного процесса. В структуре управления образовательным процессом в школах выделяют четыре уровня, в которых задействованы все его участники:
I — руководитель образовательного учреждения (директор), руководители совета школы;
II — заместители директора образовательного учреждения, психолог, социальный педагог, заместитель директора по административно-хозяйственной части;
III — педагоги, воспитатели, классные руководители;
IV — обучаемые, объединения классного и общешкольного ученического самоуправления.
Для каждого уровня управления необходимо предусмотреть автоматизированные рабочие места.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) — комплекс технических, программных и методических средств, обслуживающих рабочее место специалиста, обеспечивающий осуществление информационной деятельности, информационного взаимодействия и доступ к информационным ресурсам [19]. Основная сущностная характеристика АРМ заключается в наличии у специалиста комплекса вычислительных систем, расположенного непосредственно на его рабочем месте и предназначенного для автоматизации его профессиональных функций.
Несмотря на функциональное различие любые АРМ должны соответствовать следующим принципам:
- с позиции принципа системности АРМ рассматривают как систему, структура которой определяется функциональным назначением;
- принцип гибкости обеспечивает «приспособляемость» АРМ к возможным компонентным изменениям благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов;
- принцип устойчивости обеспечивает выполнение основных функций независимо от воздействия внутренних и внешних факторов, при которых неполадки в отдельных компонентах не должны привести к остановке функционирования АРМ в целом;
- принцип эффективности АРМ рассматривают как показатель, интегрирующий реализацию приведенных выше принципов и оцениваемый затратами по созданию и эксплуатации системы.
Реализация данных принципов позволяет организовать АРМ, которые обеспечивают своевременное выполнение информационной и вычислительной задачи специалиста, минимальное время ожидания ответа на запросы пользователя, адаптацию к уровню подготовки пользователя в области информационно-коммуникационной компетентности, дружественный интерфейс программного обеспечения, возможность сетевой работы.
Эффективность функционирования АРМ может определяться при условии, если правильно распределены функции между человеком и компьютерными средствами обработки информации. При этом основные операции по поиску, хранению и обработке информации выполняются автоматизированными средствами, а часть операций, требующих творческого подхода, выполняется специалистом вручную. Обобщенный компонентный состав АРМ представлен на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Компонентный состав автоматизированного рабочего места
Техническое обеспечение — комплекс компьютерных средств сбора, передачи, хранения, обработки информации, а также периферийных средств. Техническое обеспечение АРМ в соответствии с решаемыми профессиональными задачами может реализовывать как автономное функционирование, так и сетевые формы работы. В последнем случае техническое обеспечение включает специализированное сетевое оборудование.
Информационно-методическая документация — это совокупность нормативных и инструктивных документов, обеспечивающих методическую поддержку принятия решений, а также позволяющих разработать алгоритмы обработки информации при выполнении профессиональных задач с помощью АРМ.
Программное обеспечение (ПО) — это комплекс программных средств и систем, обеспечивающих обработку, передачу, хранение информации. Системное ПО — операционные системы, управляющие функционированием компьютерной техники, сетевого оборудования. ПО общего назначения — еовокупность программных средств, необходимых для решения общих задач различных предметных областей, предоставляющих пользователям дополнительные сервисы. Функциональное ПО — совокупность программ, непосредственно реализующих алгоритмы решения специализированных задач в конкретной предметной области. Программное обеспечение современных АРМ создается с привлечением различных средств разработки: систем программирования и систем управления базами данных (СУБД) [11]. Пользователи АРМ чаще всего работают с большим объемом данных и для облегчения такого рода деятельности применяются СУБД.
При разработке функционального ПО существенное внимание уделяется средствам организации взаимодействия в системе «человек- компьютер», которое может реализовываться следующими способами организации диалога: использование командного языка, диалог через управление объектами, диалог с применением команд меню. Применение командного языка, с одной стороны, характеризуется простотой построения диалога, но, с другой стороны, требует от пользователя запоминания команд и их параметров. Применяя системы с командным языком, пользователь должен изучать специальный язык взаимодействия. Диалог, построенный по принципу управления пользователем объектами на экране компьютера прост в реализации, так как манипулирование графическими объектами организовано с помощью клавиш управления курсором, специальных указывающих устройств (мышь, перо), функциональных комбинаций клавиш. Диалог пользователя с ПК в форме выбора необходимых команд в меню предполагает множество альтернативных действий, необходимых для решения задачи. В современных АРМ наиболее широкое распространение получил пользовательский интерфейс, сочетающий в себе свойства диалога с помощью объектов и меню.
Рассмотрим функционал АРМ участников образовательного процесса в соответствии с указанной выше структурой его управления. Основой автоматизированных рабочих мест, задействованных в управлении образовательным процессом, являются следующие информационные системы: кадры, контингент, учебный процесс, воспитательный процесс.
Информационная система «кадры» направлена на автоматизированное формирование и ведение личных дел сотрудников образовательной организации, представленных в развернутой информации, необходимой для делопроизводства и анализа кадрового состава. С помощью данной информационной системы эффективно формируются списки сотрудников, картотеки по любому показателю, решаются вопросы сопровождения личных дел, отражающие профессиональное развитие педагогов и их достижений, повышение квалификации, результаты аттестации. Информационная система формирует различные формы статистической отчетности.
Информационная система «контингент» позволяет вести автоматизированный учет учащихся образовательной организации, хранит и обрабатывает информацию об учащихся, сведения о родителях, документацию психологической службы и социального педагога, данные о состоянии здоровья, успеваемость, принадлежность к социальным группам и т.д.
Информационная система «учебный процесс» содержит информацию об организации учебного процесса, позволяет проводить образовательный мониторинг, внутришкольный контроль по вопросам выполнения учебных программ, промежуточную и итоговую аттестацию обучаемых и т.д.
Информационная система «воспитательный процесс» связана с реализацией плана воспитательной работы в образовательной органи- заци, предполагаемого ученическое самоуправление, проведение воспитательных мероприятий, участие в общественных акциях, деятельность кружков и секций и т.д.
Данные информационные системы, с одной стороны, обрабатывают свои потоки информации, но, с другой стороны, должны быть взаимосвязаны и функционировать на всех уровнях управления образовательным процессом. Каждый из четырех уровней управления может использовать данные из всех информационных систем, при различном доступе к данным и с разной степенью обобщения.
Функции АРМ директора образовательной организации:
- автоматизированная подготовка документов, необходимых для прохождения процедуры аттестации (лицензирования) учреждения;
- заполнение и редактирование паспорта школы;
- оперативный доступ к базам данных личных дел сотрудников, для решения кадровых вопросов;
- формирование структуры образовательной организации; распределение основной и дополнительной нагрузки преподавателей;
- формирование базисного учебного плана, штатного расписания, годового календарного учебного графика и др.;
- просмотр личных дел учащихся, данных учебных классов;
- оперативное получение данных, необходимых для мониторинга качества образовательного процесса в учреждении (степень обученности, качество знаний, успеваемость), проведения аттестации и управления переподготовкой и повышения квалификации педагогов;
- динамическое создание отчетов любых форм и содержания, в том числе стандартных статистических отчетов;
- просмотр расписания уроков и др.
Функции АРМ заместителя директора образовательной организации:
- формирование структуры школы (создание и наполняемость классов, назначение классных руководителей, определение профилей классов и др.);
- автоматизация анализа деятельности педагогического коллектива по выполнению учебных планов и программ;
- распределение учебной нагрузки педагогов;
- осуществление контроля за качеством образовательного процесса и объективностью оценки образовательных результатов учебного процесса;
- динамическое своевременное составление текущей отчетной документации;
- координация учебно-воспитательного процесса, учебной нагрузки обучающихся;
- сопровождение личных дел учащихся;
- автоматизированное формирование расписания учебных занятий и внеклассной деятельности;
- определение состава школьных предметов и экзаменов, подготовка материалов для итоговой аттестации;
- просмотр данных электронных классных журналов.
Функции АРМ организатора методической и воспитательной работы:
- сбор, хранение методических, нормативных и пр. документов организации образовательного процесса;
- формирование программно-методического фонда;
- учет данных по учебно-методической литературе;
- сопровождение данных о повышении квалификации педагогических кадров;
- формирование планов методической работы;
- систематизация информации о современных педагогических технологиях, методах, средствах обучения;
- поиск, систематизация информации о конференциях, конкурсов, проектов и оповещение педагогов о сроках проведения данных мероприятий.
Функции АРМ педагога-психолога:
- реализация психолого-педагогической диагностики на основе автоматизированных средств и систем тестирования;
- автоматизированная подготовка материалов для диагностики и обработка ее результатов;
- составление результатов интерпретации диагностики в виде графических, текстовых отчетов;
- сопровождение индивидуальных психологических карт обучаемых;
- сопровождение электронной библиотеки материалов (психологическая литература, диагностический материал, коррекционноразвивающие программы, нормативно-правовая документация, информационная база контактов и т.д.);
- создание и сопровождение дистанционной школьной психологической службы (расширение консультационной работы психолога с детьми, педагогами, родителями, на основе дистанционных форм взаимодействия).
Функции АРМ классного руководителя:
- формирование списка класса;
- просмотр расписания класса;
- ввод, обработка информации об учащихся класса;
- контроль ведения электронного классного журнала;
- контроль информации об успеваемости учащихся класса.
Функции АРМ учителя-предметника:
- проведение уроков по своей учебной дисциплине с применением интерактивных, мультимедийных электронных образовательных ресурсов;
- организация автоматизированных форм контроля и оценки учебных достижений обучаемых;
- организация обучения с применением дистанционных и смешанных образовательных технологий;
- ведение электронного журнала: просмотр и выставление текущих, итоговых оценок обучающихся;
- создание отчетов по результатам образовательной деятельности обучаемых;
- организация сетевой внеурочной деятельности учащихся с применением образовательных интернет-технологий;
- формирование домашних заданий, представленных в электронном виде на базе списков обязательной и дополнительной учебной литературы;
- автоматизированная разработка и сопровождение тематических учебных планов, конспектов уроков;
- создание и хранение собственной коллекции учебных медиаматериалов;
- доступ к материалам электронной библиотеки;
- просмотр личного расписания уроков;
- методическое общение, накопление и обобщение педагогического опыта.
Функции АРМ ученика:
- просмотр расписания учебных занятий своего класса;
- просмотр и изучение учебных материалов, выполнение домашних заданий, представленных в электронном виде;
- сопровождение электронного дневника, просмотр оценок, отслеживание результатов обучения;
- разработка электронных образовательных продуктов в процессе учебной деятельности;
- предоставление возможности участия в сетевой проектной, конкурсной, научно-исследовательской деятельности;
- организация самообучения (поиск, обработка дополнительной учебной информации).
Реализация функций данных АРМ с помощью специализированных программных средств и систем будет более подробно рассмотрена во второй и третьей главах.