ВВЕДЕНИЕ
Информатизация образования является одной из важнейших проблем современности, так как напрямую связана с информатизацией общества, что влечет радикальные социальные изменения, существенно меняющие практически все сферы жизнедеятельности людей. Развитие современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) сопровождается наращиванием функциональных возможностей, что значительно опережает уровень подготовленности членов общества, который требуется для их эффективного использования. Это актуализирует проблему непрерывного развития информационной культуры людей, тесно связанной с проблемой развития сферы образования.
Процесс информатизации образования развивается по нескольким ключевым направлениям.
Происходит активное оснащение образовательных организаций современными средствами ИКТ, основанных на мобильных, мультимедийных, интерактивных технологиях, позволяющих существенно изменить качество образовательного процесса. На смену фрагментарному использованию компьютеров в традиционном преподавании учебных предметов приходит систематическое применение новых методов и организационных форм образовательной деятельности на основе средств ИКТ. Осуществляется информационная поддержка образовательного процесса с возможностью удаленного доступа педагогов и учащихся к научной, учебно-методической информации. Создается новая методическая система обучения (новое содержание, методы и организационные формы, цели обучения), ориентированная на развитие у обучаемых самостоятельности в приобретении знаний и умений, позволяющих осуществлять проблемно-поисковую, проектную деятельность.
В современных условиях развиваются и находят все большее распространение технологии электронного и дистанционного обучения с целью усиления роли самообразования, позволяющие существенным образом расширить образовательную среду и обеспечить возможность доступа обучаемых к образовательным ресурсам своей страны и других стран мирового сообщества. Изменяется содержание образования на всех его уровнях, ориентированное на подготовку людей к жизни и деятельности в условиях высокотехнологичного информационного общества, формируются необходимые для этих условий личные и профессиональные качества. Совершенствуется профессиональная подготовка педагогов с целью эффективной организации образовательного и воспитательного процесса на основе целенаправленного применения ИКТ.
Одним из важнейших направлений в области информатизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным процессом. Обновление условий профессиональной деятельности административных работников образовательных организаций и педагогов, предполагающих применение технологий сбора, хранения и анализа педагогической информации, требует освоения новых технологий управления информационными потоками.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Педагогическое образование» придается большое значение профессиональной компетентности в области управленческой деятельности на основе применения ИКТ:
- формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.
Будущий педагог должен знать различные подходы к информатизации образовательного процесса. Комплексный подход, при котором применяются автоматизированные информационные системы (АИС), обеспечивающие автоматизацию управленческих функций всех уровней управления с помощью одного программного продукта. Пользователями комплексных АИС являются все участники образовательного процесса: директор, завуч, учителя, учащиеся, родители, психолог, социальный педагог и др. Каждый пользователь имеет индивидуальные имя и пароль для входа в систему.
Другой подход характеризует так называемую островковую информатизацию образовательного процесса, нередко еще реализуемую в современных образовательных организациях. В этом случае АИС предназначены для автоматизации образовательного процесса определенного уровня, замкнуты на конкретных функциях его управления. Пользователями систем данного типа являются отдельные группы участников образовательного процесса: учителя — администраторы; учителя — ученики — родители; ученики — учителя и др. Еще существуют образовательные организации, находящиеся на начальном этапе информатизации образовательного процесса, в которых используются АИС, обеспечивающие автоматизацию одной функции управления, реализуемые его отдельными участниками. Очевидно, что в этих условиях подготовка педагогических кадров должна быть ориентирована на готовность будущего специалиста к работе в различных системах.
Содержание пособия составляют четыре главы. В первой главе излагаются современные тенденции и приоритетные направления информатизации системы образования, теоретические основы управления образовательным процессом с позиции их реализации в условиях активного применения ИКТ. Рассматривается функционал и состав автоматизированных рабочих мест участников образовательного процесса и способы организации информационного взаимодействия в процессе его управления. Первая глава включает преимущественно теоретический материал, составляющий когнитивный компонент формируемых компетенций по соответствующей учебной дисциплине.
Во второй главе рассмотрены специализированные программные средства для управления образовательным процессом, предназначенные для автоматизации административной деятельности, автоматизации деятельности школьной библиотеки, автоматизации составления расписаний, управления образовательным процессом в компьютерном классе, автоматизации образовательного мониторинга. Рассмотрен функционал программных систем каждого вида, более подробно представлены интерфейс и характеристики программных средств, изучение которых предполагается в ходе выполнения заданий лабораторного практикума.
В третьей главе описаны научно-технологические основы электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) образовательной организации. Рассмотрены понятие и структура ЭИОС, представлен обзор специализированных комплексных программных средств для создания ЭИОС. Существенная роль отводится изучению функционала сетевых дневников для создания ЭИОС, которые активно внедряются в современных школах. Анализируется роль сайта школы в управлении образовательным процессом.
Четвертая глава посвящена организационным основам внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс. Здесь представлен перечень нормативной базы информатизации образовательного процесса, рассмотрены структура и содержание программы информатизации, описаны требования к ИКТ- компетентности специалистов по информатизации образовательного процесса.
Организация самоконтроля знаний студентов учебного материала осуществляется с помощью комплекса вопросов и тестовых заданий, представленных после каждой главы учебного пособия. Предлагаемый лабораторный практикум нацелен на формирование деятельностных компонентов профессиональной компетентности бакалавров. Помещенный в конце пособия глоссарий описывает основной понятийный аппарат дисциплины «Информатизация управления образовательным процессом».
Таким образом, учебный материал формирует готовность будущих бакалавров к использованию ИКТ в управлении образовательным процессом, что расширяет формы организации учебной деятельности, повышает эффективность образовательного процесса, модернизирует организационные технологии ведения документации и делопроизводства в образовательной организации.