1.1. Современные тенденции информатизации системы образования.
Рассматривая современное состояние проблемы информатизации системы образования, следует отметить масштабный и комплексный характер внедрения информационных и коммуникационных технологий, что обеспечивает достижение двух стратегических целей: повышение эффективности всех видов образовательной деятельности и повышение качества подготовки специалистов, соответствующим требованиям информационного общества [7]. Определяя информатизацию как «комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности», академик А.П. Ершов подчеркивал, что информатизация образования — средство решения педагогических проблем с помощью использования новых информационных технологий в виде инструмента, позволяющего качественно изменить методы и организационные формы педагогической деятельности [1]. Эта идея стала основой для современного толкования данного понятия.
Информатизация образования — целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях [14].
В информационном обществе умение быстро и эффективно находить и использовать информацию, применяя современные интерактивные информационно-коммуникационные технологии и технические средства, является обязательной составляющей информационной культуры человека, что определяет его востребованность в трудовой деятельности и повседневной жизни. Современный уровень развития технических средств и средств сети Интернет дает гражданам широкие возможности для реализации своей научно-исследовательской, интеллектуальной, творческой и иной деятельности. Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами информационных и коммуникационных технологий на основе продуктивного взаимодействия в информационной среде с другими людьми. Целенаправленное развитие информационной культуры является обязательным требованием современного образования.
В современных публикациях, посвященных проблеме образования в информационном обществе, констатируется факт существования «цифрового» поколения людей, для которых естественными элементами их жизненного пространства являются сетевые, мобильные средства коммуникаций. Выпускник инновационной образовательной организации: «зтаЫ-человек учится на протяжении всей жизни, создает инновации, ищет совместно с властью пути решения социальных проблем, становится гражданином мира. Интернет и подготовленные к использованию технологий люди приносят новые экономические и социальные блага, создают новую культуру» [17].
Нормативная обусловленность процесса информатизации образования в России в последние двадцать лет определяется рядом государственных программ и концепций:
- Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (ФЦП ЭР) 2002—2010 гг.
- Программа «Развитие информационных ресурсов и технологий. Индустрия образования», 2003 г.
- Научная отраслевая программа «Создание системы открытого образования», 2000 г.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011— 2015 гг.
Проанализируем современные тенденции информатизации, характерные в одинаковой степени для разных уровней образования — общеобразовательная школа, система дополнительного образования, средняя профессиональная и высшая профессиональная подготовка и т.д.
Оснащение образовательных организаций современными средствами информационных и коммуникационных технологий. Под средствами ИКТ, используемыми в сфере образования, понимают «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации». [14]. Одной из важных задач, решаемых в рамках данного направления, является создание нового содержательного наполнения образовательной среды современными техническими устройствами, интерактивным и мультимедийным электронным образовательным контентом.
Международный консорциум New Media Consortium (NMC) опубликовал отчет, посвященный современным компьютерным технологиям, определяющим перспективное развитие средств ИКТ в образовании [16].
Мобильные технологии. Данные технологии позволяют применять смартфоны, коммуникаторы, нетбуки, ноутбуки в образовательном процессе как за счет их возможности быстрого подключения к информационным сетям, так и за счет появления программного обеспечения и сервисов для организации совместного доступа к информационным ресурсам. Мобильные устройства эффективно встраиваются в учебный процесс в том случае, если применяются сетевые средства хранения образовательных ресурсов и взаимодействия преподавателей и учащихся.
Открытый контент. Централизованное производство высококачественных цифровых образовательных ресурсов и программно-методического обеспечения и открытый доступ к ним [2, 22] позволяет педагогам реализовывать новые методы и организационные формы учебной работы, ориентированные на активную самостоятельную, продуктивную деятельность обучаемых. Но не только федеральные коллекции применяются в образовании. Во всем мире наблюдается тенденция создания образовательными учреждениями (школами, учреждениями высшего профессионального образования) открытых образовательных порталов, на которых размещены электронные курсы для всех желающих (Coursera, Udacit, EDx, ИНТУИТ и др.). Прогрессивность учебных заведений к собственной образовательной деятельности заключается в понимании того, что контент нужно сделать доступным, чтобы доказать свою значимость в системе образования. Это отражает современную тенденцию в образовании: роль процесса обучения преобладает над ролью учебного материала, что способствует формированию умений осуществлять поиск, оценку и интерпретацию информации.
Создание электронных книг. Данная технология получила новый импульс развития в связи с появлением и широким распространением портативных носителей электронных текстов. Это устройство, которое имеет возможность подключения к сети Интернет, хранения больших объемов текстовой информации, организации быстрого поиска по тексту и создания электронных закладок. Электронные книги позволяют обучаемому размещать учебники, справочники, энциклопедии на одном носителе и обеспечивают быстрый доступ к необходимой информации.
Сенсорные интерфейсы. Данная технология основана на естественных человеческих жестах, позволяющих легко управлять объектами на экране: нажимать, перемещать, выделять. Появление интерфейсов нового типа приведет к разработке новых образовательных моделей взаимодействия человека с компьютером. В школах уже применяются сенсорные дисплеи, интерактивные доски с сенсорным типом управления, позволяющие активизировать учебную деятельность и создать условия для учебного взаимодействия.
Визуализация данных. Средства визуализации учебной информации из традиционной, иллюстративной, пассивно воспринимаемой формы превращаются в когнитивные инструменты обучения, активно используемые учеником. Виртуальные модели изучаемых объектов, процессов, явлений — один из ярких примеров современных средств визуализации в учебном процессе. Современное технологическое направление усиления визуализации информации, называемое «дополненная реальность», предполагает создание комбинаций виртуальных и реальных объектов, создающих новое информационное восприятие реальности. С точки зрения образования основным достоинством технологии, дополненной реальность, является переход к модели обучения через исследование, которая особенно востребована в современной школе.
Вышеперечисленные современные компьютерные технологии и их внедрение в систему образования способствуют активному развитию следующего направления информатизации: электронное обучение (e-learning) и применение дистанционных образовательных технологий.
Современное понимание понятия «электронное обучение» предполагает системное решение вопросов организации образовательного процесса на основе применения современных педагогических технологий на базе информационной образовательной среды (проблемное и проектное обучение, обучение в сотрудничестве, формирование портфолио обучаемого и преподавателя и др.) [18]. Принятие поправок закона «Об образовании», связанных с электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями (2012 г.), создает основу для новых возможностей и дальнейшего развития информатизации образования. «Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса». «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [21]. Таким образом, обозначена приоритетность электронного и дистанционного обучения как направления информатизации образования.
Развитие технологий электронного обучения привело к распространению комплексных программных систем, решающих задачи электронного обучения и управления образовательным процессом: системы управления контентом обучения; системы тестирования; системы интерактивной поддержки обучающей среды; системы управления знаниями. Это позволило в начале этого века активно внедрять электронное обучение в образовательный процесс традиционных образовательных учреждений (вузов, школ, учреждений дополнительного образования и повышения квалификации и др.).
Наряду с понятием «электронное обучение» широкое распространение получает термин «смешанное обучение» (blended learning), предполагающее сочетание с традиционным очным обучением в аудитории по расписанию технологий электронного обучения. «Смешанное обучение повышает актуальность и ценность e-learning как эффективной современной технологии, которая важна не только применительно к дистанционному обучению в общепонятном смысле, но и для других форм и видов учебных занятий» [10. С. 5].
Создание телекоммуникационных структур отдельных образовательных учреждений и отрасли в целом. Характерной чертой информатизации образования на современном этапе является проектирование и внедрение электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) как образовательных организаций разного типа, так и региональных образовательных структур. Электронная нформационно- образовательная среда рассматривается как системообразующая основа информатизации образовательной организации, включающая в себя организационно-методические, технические, программные, коммуникационные средства. Актуальность и значимость процесса формирования ЭИОС отражены в материалах Федеральных государственных образовательных стандартов. Данная среда «...включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» [20].
Одним из важных компонентов ЭТОС образовательной организации является образовательный портал, реализуемый, как правило, на основе систем дистанционного обучения. Разработка специализированных по предметным областям, типам образовательных организаций, образовательных порталов и образовательного контента данных порталов является еще одним приоритетным направлением информатизации образования.
Непрерывная подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования. Под влиянием широкомасштабного внедрения ИКТ в образование существенно меняется роль педагогов в учебном процессе, выдвигаются требования к соответствию их профессиональной подготовки современному уровню информатизации. Роль учителя как единственного носителя учебной информации, передаваемой учащимся непосредственно во время учебных занятий, сменяется важной ролью наставника, модератора, тьютора, основной задачей которого является сопровождение, коррекция самостоятельной работы учащихся. Развитие информационных технологий требует постоянного совершенствования педагогами ИКТ-компетентности, которая трактуется как «не только знаниевая, но и преимущественно личностно-деятельностная характеристика специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе: учителя, школьного психолога, воспитателя, менеджера или руководителя образовательного учреждения» [9. С. 12]. Особую роль в самообразовании сегодня занимают сетевые методические сообщества, функционирующие в Интернете. Реализуются следующие формы работы: телеконференции, вебинары, интернет-конференции, чаты, дистанционные консультации, мастер-классы и др.
Таким образом, анализ современных ориентиров информатизации образования предполагает, что в настоящее время происходит переход от традиционной модели обучения к e-learning, а затем — к smart- образованию.
В научно-методической литературе, посвященной smart-образованию, отмечаются следующие его ключевые характеристики [17, 18]:
- «электронное обучение» как комплекс образовательных технологий дополняется принципиально новым контентом и обеспечением интерактивного доступа к нему;
- значительная часть образовательного контента расположена на web-pecypcax в сети Интернет;
- создаются условия синхронизированной доставки знаний: актуальная информация, размещенная на сайте, быстро попадает в учебный материал;
- развитие педагогических интернет-сообществ, в которых специалисты системы образования смогут обмениваться интерактивным контентом, чтобы обеспечить многообразие в понимании содержания и методики обучения для каждой конкретной дисциплины;
- объединение учебных заведений и преподавателей для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий, коллективный процесс обучения с помощью общедоступных коллекций учебных материалов;
- обучаемые могут участвовать в разработке образовательного контента, что позволит им приобрести знания, умения, способы деятельности в соответствии с компетентностной моделью.
Новые, высокотехнологичные направления информатизации образования, отраженные в понятии «вшаН-образование», накладывают высокие требования к квалификации учителей, администраторов школ с точки зрения компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.