В трактовке понятия «образовательный процесс» выделяют такие его сущностные характеристики, как организованное взаимодействие педагогов и обучающихся на основе интеграции учебно-воспитательной и самообразовательной деятельности, направленной на решение задач развития личности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом [6].

К компонентам образовательного процесса относят [23]:

  • целевой — осознание, формулирование и принятие всеми участниками образовательного процесса цели и задач учебно-познавательной деятельности;
  • мотивационный — развитие педагогом познавательного интереса учащихся, способствующего проявлению потребностей и мотивов к учебно-познавательной деятельности;
  • содержательный — предъявление и регулирование педагогом содержания образования с учетом целей обучения, интересов и познавательных потребностей учащихся;
  • операционно-деятельностный — отражение процессуальной, организационной стороны образовательного процесса, включающего методы, приемы, средства, формы обучения;
  • контрольно-регулировочный — организация контроля и самоконтроля учебных достижений учащихся в активной познавательной деятельности;
  • рефлексивный — предполагает организацию самоанализа, самооценки результатов обучения и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учеником и педагогической деятельности учителем.

Современные образовательные организации самостоятельно планируют и осуществляют образовательный процесс в рамках, предусмотренных законодательством Российской Федерации (закон «Об образовании», «Федеральный государственный образовательный стандарт»). Организация образовательного процесса регламентируется Уставом, учебным планом и учебными программами, разработанными и утвержденными в образовательной организации самостоятельно. В соответствии с введенными ФГОС второго поколения основными целями образовательного процесса в общеобразовательных организациях являются [20]:

  • обеспечение преемственности образовательных программ всех уровней; создание основы для формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • формирование позитивной мотивации обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности;
  • усиление общекультурной направленности образования;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся, сохраняющей физическое, психическое и социальное здоровье.

Образовательный процесс имеет разные уровни реализации:

Первый уровень — предполагает рассмотрение его как образовательной системы.

Второй уровень — уровень проектирования учебного плана и программ по учебным предметам.

Третий уровень — проектирование и организация конкретного образовательного процесса в образовательном учреждении.

Четвертый уровень — уровень образовательного процесса на конкретном учебном занятии.

Данные уровни задают основу для анализа и раскрытия специфики управления образовательным процессом. Для достижения эффективности образовательного процесса необходимо целенаправленное, оперативное управление, учитывающее инновационные тенденции в образовании и широкое применение средств информатизации.

Термин «управление» применяют с целью характеристики процесса активного воздействия на объект управления для достижения определенной цели. В различных источниках данный термин трактуется как искусство знать точно, что и как предстоит сделать, как организация и реализация целенаправленных воздействий, как вид деятельности по руководству людьми. Понятие «управление» определяют как деятельность, направленную на выработку оптимальных решений, организацию, контроль и регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов [23]. Основной задачей управления является эффективное и планомерное использование сил, времени, средств, материальных и человеческих ресурсов для того, чтобы достичь оптимального результата.

В современных условиях образовательный процесс осуществляется в условиях непрерывно растущего объема информации, требующего ее быстрого анализа, структурирования, усвоения и обработки. В деятельности образовательной организации прослеживается информационное взаимодействие разного типа: учитель — ученик, учитель — родители, администрация — учитель, администрация — учащиеся, администрация — родители и др. Все это свидетельствует о многообразии информационных потоков как внутренних по отношению к образовательному процессу, так и внешних. Возрастают информационные потоки различных видов в деятельности организаторов образовательного процесса (учитель-предметник, методист, классный руководитель, директор, заместитель директора, заведующий школьной библиотекой и др.), что требует разностороннего анализа динамики развития и своевременной корректировки. С данной точки зрения современный образовательный процесс характеризуется проблемой роста объема информации о ходе его протекания и результатах, что снижает уровень достаточного понимания этой информации. Обработка информации без применения автоматизированных средств не дает оперативных данных, позволяющих принимать эффективные управленческие решения по организации и результатам образовательного процесса.

Управленческая информация характеризуется следующими классификационными признаками:

  • время обработки (ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная);
  • реализуемые функции управления (аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная);
  • источники поступления (внутришкольная, ведомственная, вневедомственная);
  • целевое назначение (директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.).

Формирование информационных банков данных, внедрение автоматизированных информационных систем и применение информационных технологий при работе с управленческой информацией способствуют повышению научной организации управленческой деятельности. Таким образом, востребованность автоматизации процедур сбора и обработки информации в образовательном процессе вызвана потребностью решения задач повышения эффективности и качества его управления. Возникает необходимость информатизации управления образовательным процессом [3].

Для рассмотрения направлений информатизации управления образовательным процессом рассмотрим понятие «автоматизированные информационные системы» (АИС).

Под информационном системой понимают сложный специализированный программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий сбор, хранение, обработку на базе средств компьютерной техники и телекоммуникаций специально организованной информации, относящейся к определенной предметной области [4].

Так как современные информационные системы функционируют на базе компьютерной техники и реализуют задачи автоматизации информационных процессов, то понятия «информационная система» и «автоматизированная информационная система» являются равноправными. С помощью АИС осуществляется автоматизация процессов обработки информации, частично автоматизируются управленческие функции человека.

Применение АИС существенно сокращает трудозатраты при выполнении процессов обработки, передачи информации, устраняет многие рутинные, часто повторяемые операции. АИС расширяют возможности обработки статистической информации и ее анализа, повышают точность отчетной информации. При этом происходит модернизация или полная замена традиционных «бумажных» технологий работы с информацией. АИС способствуют широкому обмену информацией между пользователями организации их коллективной проектной работе различными информационными ресурсами.

Как правило, структурный состав АИС включает:

  1. Информационные ресурсы, представленные в виде базы данных, хранящей данные об объектах и связях между ними, задаваемых определенными правилами. Под базой данных (БД) понимается поименованная, целостная совокупность данных, которая отображает состояние объектов и их отношений в конкретной предметной области. БД обеспечивает использование структурированных данных с целью решения задач планирования, управления, поиска, систематизации, проектирования в различных приложениях, которые могут быть централизованными (размещенными на одном компьютере) или распределенными (физически распределенные данные в информационной сети для совместного использования группой пользователей).
  2. Комплекс программных средств, обеспечивающих ввод и вывод, поиск и обработку востребованной информации. Программное обеспечение (ПО) состоит из ПО общего назначения (операционные системы, сетевое ПО, системы управления базами данных (СУБД), программы технического обслуживания) и специального назначения (программы, реализующие алгоритмы решения специализированных задач управления информационными процессами в АИС).
  3. Интерфейс, обеспечивающий интерактивное взаимодействие пользователя с АИС, реализующий удобную и понятную форму работы с информацией, хранящейся в базе данных.
  4. Персонал и инструктивно-методические материалы, определяющие порядок функционирования системы. АИС не могут рассматриваться без учета кадрового обеспечения, так как деятельность конкретных людей определяет планирование и порядок постановки информационных задач и достижения целей. От деятельности персонала зависит эффективность работы как самой АИС, так и качество принимаемых на ее основе решений.
  5. Комплекс технических средств включает совокупность средств вычислительной техники: персональные компьютеры различной конфигурации, обеспечивающие техническую и программную поддержку решения информационно-аналитических задач, автоматизированные рабочие места специалистов — пользователей АИС, каналы связи, необходимые периферийные устройства.

Таким образом, автоматизированная информационная система — это взаимосвязанная совокупность данных, программных средств, аппаратных средств, инструктивно-методической документации, предназначенных для сбора, обработки, хранения, предоставления информации в соответствии с требованиями пользователя.

Рассмотрим основные функции управления образовательным процессом и их реализацию в условиях применения автоматизированных информационных систем.

Информационно-аналитическая функция управления направлена на изучение состояния и тенденций развития образовательного процесса, объективную оценку его результатов и выработку на этой основе рекомендаций по улучшению его качества. Без педагогического анализа невозможно определять цели, задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, контролировать эффективность образовательной деятельности. Информационно-аналитическая функция создает основу для принятия управленческих решений. Для руководителя образовательным процессом важнейшей задачей является овладение умениями сбора, анализа и хранения информации.

Оперативный анализ направлен прежде всего на изучение и сбор информации о состоянии образовательного процесса на основе посещения урочных и внеурочных занятий и мероприятий. При этом дается оценка профессиональной деятельности учителей, учебной деятельности учащихся, выявляются причины отклонения фактического уровня результатов образовательного процесса (предметных, мета- предметных, личностных) от требований, сформулированных в учебной программе. Выводы оперативного анализа должны быстро найти свое отражение в выработке и принятии мер по качественному улучшению образовательного процесса. Тематический анализ предполагает системное изучение содержания учебно-воспитательного процесса: учебных программ, тематики уроков и внеурочных занятий, содержание учебного материала и др. Итоговый анализ проводится по результатам законченного учебного периода (четверти, полугодия, учебного года) для того, чтобы оценить результаты образовательного процесса и на основе этого выработать рекомендации по совершенствованию дальнейшей учебно-воспитательной работы.

Применение информационно-аналитической системы автоматизирует процессы сбора, хранения, аналитической обработки информации о результатах образовательного процесса с целью выработки рекомендаций по оптимизации его управления. Автоматизации информационно-аналитической функции управления образовательным процессом требуется создание и ведение единой информационной базы данных, которая должна включать информацию об учащихся, учителях, руководстве учебного заведения. На основе данной АИС предоставляет возможность:

  • вести учет учебных достижений учащихся в виде абсолютных, относительных и обобщенных показателей за определенные отчетные периоды;
  • оперативно отслеживать данные об успеваемости, качестве знаний отдельного ученика, класса на протяжении ряда лет;
  • оперативно получать данные, необходимые для мониторинга качества образовательного процесса (степень обученности, качество знаний).

Педагоги имеют доступ к информации, сопровождающей учебный процесс, что дает возможность оперативного построения аналитических, сводных отчетов и наглядного их представления в виде диаграмм, графиков, таблиц. Сокращаются временные затраты руководителей и сотрудников на сбор аналитической и статистической информации. Сводные отчеты формируются на основе использования фильтров. Наличие единой базы данных позволяет исключить многократное дублирование информации, ошибки и повторный ввод данных на различных этапах образовательного процесса, которые неизбежны при «ручной» работе с информацией. Аналитическая обработка данных позволяет автоматизировать сравнительный анализ результатов профессиональной деятельности педагогов, учитывать эти данные в процессе проведения аттестации и управления переподготовкой и повышения квалификации педагогических кадров.

Целеполагание как основная функция управления образовательным процессом предполагает определение и формулирование целей в соответствии с социальным заказом общества, среди которых выделяются образовательные, воспитательные, социальные, инновационные и др. Определение реальных целей информатизации образовательного процесса и выбор способов их достижения является важным в процессе целеполагания. К числу основных целей образовательного процесса в условиях его информатизации относят исследование возможностей информационных и коммуникационных технологий и их влияние на ожидаемые результаты управленческих воздействий, определение изменений в управлении образовательным процессом, связанных с информатизацией.

Планирование является важнейшей функцией управления образовательным процессом, а разного вида планы (базисный учебный план, учебный план школы, перспективный план развития образовательного учреждения, план внеурочной деятельности и др.) служат основным средством управления. Базисный учебный план — это государственный нормативный документ, являющийся составной частью Федерального государственного стандарта образования, основное назначение которого заключается в сохранении единого образовательного пространства в России. Составление расписания занятий, как этап планирования образовательного процесса, имеет важнейшее значение для его организации и управления. Расписание учебных занятий разрабатывается на основе учебного плана школы и является инструментом для структурирования и распределения учебного времени всех участников образовательного процесса. Еще одним важным планом, регулирующим образовательный процесс, является перспективный план развития образовательной организации (на 3—5 лет). В нем отражены:

  • изменение числа контингента учащихся по годам;
  • потребность в квалифицированном кадровом составе;
  • график и разнообразные формы повышения квалификации учителей, а также актуальные направления по профессиональному развитию учителей;
  • развитие материально-технического обеспечения образовательного учреждения (оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, средств ИКТ, книг, спортивного инвентаря

и др.);

  • финансовая и коммерческая деятельность образовательной организации.

Информатизация данной функции управления образовательным процессом предполагает автоматизацию формирования учебного плана и сетки часов; распределения основной и дополнительной нагрузки преподавателей, учет загруженности кабинетов, что позволяет оптимизировать работу и моментально получить необходимые данные. Автоматизированное составление расписания занятий позволяет учитывать санитарные правила и нормы организации учебного процесса; распределение классов по сменам и их объединение в параллели; делить классы на подгруппы; оптимизировать расписание классов с целью непрерывности учебного процесса; генерировать и распечатывать различные формы таблиц расписания и др.

Организация как функция управления образовательным процессом представляет собой совокупность способов, средств, действий по упорядочению совместной деятельности его участников для достижения целей. В образовательном процессе происходит взаимодействие его субъектов: представителей администрации (директор, заместители директора), учителей, воспитателей, родителей, учащихся. Первая задача организационной деятельности требует определения специализации труда, видов работ, которые распределяются между отдельными сотрудниками и группами в соответствии с их профессиональной компетентностью. Примерами специализаций в школах являются: работа учителей с учащимися разных классов, предметная специализация педагогов, классное руководство и др.

Другой задачей организационной деятельности как функции управления является группировка различных видов работ и их закрепление за определенными группами специалистов на основе взаимосвязи между отдельными трудовыми процессами. Например, разработка учебного плана и на его основе расписания занятий; создание развивающей системы внеурочной работы по предмету и разработка методики обучения учащихся с разными познавательными способностями и др.

Реализация организационной функции управления образовательным процессом на основе АИС предполагает распределение прав доступа, полномочий и ответственности в системе управления информационными потоками и информационными ресурсами на всех уровнях. Это обеспечивает информационную безопасность. Автоматизацию управления организационных процессов обеспечивает электронный документооборот:

  1. сбор, хранение, обработка, оформление необходимых документов и обеспечение доступности к ним без дублирования на бумажных носителях;
  2. поддержка на различных уровнях общения и взаимодействия участников образовательного процесса на основе безбумажной технологии;
  3. удаленный доступ к просмотру и редактированию необходимых документов, информационно-методических материалов для всех участников образовательного процесса в соответствии с их правами доступа;
  4. централизованная подготовка информационно-методического обеспечения образовательного процесса и использование необходимой информации с применением телекоммуникационных средств взаимодействия, с учетом персональных данных;
  5. организация обмена информацией между базами данных системы управления с целью обеспечения автоматизации документооборота и процессов управления деятельностью образовательного учреждения;
  6. организация распределенного хранения информационных образовательных ресурсов, методических материалов и средств обучения как созданных педагогами, так и приобретенных образовательным учреждением с целью полноценного обеспечения образовательного процесса;
  7. обеспечение доступа всем участникам образовательного процесса к распределенным образовательным ресурсам и методическим материалам с учетом их прав доступа.

К организационному управлению образовательным процессом относятся задачи автоматизации функций школьной библиотеки: процессы учета, обновления, потребностей библиотечного фонда, организация работы библиотеки с пользователями (учетные карточки, читательский спрос), вопросы работы библиотеки на перспективу. Информатизация организации образовательного процесса в аспекте взаимодействия учителей с учащимися, родителями предполагает использования электронных оповещений, которые упрощают коммуникацию между его участниками.

Еще одной важной функцией управления образовательным процессом является контроль, который заключается в наблюдении за изменениями, сравнение полученных результатов с заданными целями и в связи с этим принятие управленческих решений. Контроль также позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности. В зависимости от роли специалистов, выполняющих контролирующую функцию, в образовательной организации различают административный контроль (контроль, осуществляемый руководством образовательного учреждения), взаимоконтроль (взаимоконтроль специалистов), коллективный контроль (контроль, осуществляемый коллективом образовательного учреждения), самоконтроль (самостоятельная оценка специалистом достигнутых им результатов профессиональной деятельности) [15].

Для достижения значимых результатов контроль и оценка должны быть систематическими, что приводит к необходимости периодичного проведения необходимых педагогических измерений в рамках мониторинга. Образовательный мониторинг проводится педагогами, администраторами образовательного учреждения и основывается на анализе учебных достижений учащихся (промежуточных, итоговых результатов). Мониторинг образовательного процесса позволяет оценить уровень усвоения образовательной программы.

В современных условиях контроль и мониторинг невозможны без автоматизации, которая предполагает формирование базы контрольно-измерительных материалов, аналитической документации, электронных сводных ведомостей, электронного журнала. Применение АИС для автоматизации мониторинга образовательного процесса значительно уменьшает временные затраты на обработку результатов контрольных и оценочных мероприятий. Проведение разностороннего анализа результатов автоматизированного мониторинга позволяет получить индивидуальные данные по каждому ученику, групповые данные по классам, параллелям, данные по элементам содержания образовательной программы. Педагоги могут создавать и использовать собственные контрольно-измерительные материалы, проводить анализ их качества и эффективности в образовательном мониторинге, что формирует полное представление о текущей успеваемости обучающихся и предоставляет возможность использовать эти данные для самоанализа собственной профессиональной деятельности.

Таким образом, актуальность информатизации управления образовательным процессом обусловлена рядом факторов:

  • перевод процесса управления на безбумажную технологию позволяет избавить педагогов, администрацию образовательной организации от рутинного труда в делопроизводстве, планировании и ведении документации учебного процесса;
  • управленческая деятельность требует постоянного анализа состояния образовательного процесса, решения поставленных задач, что наиболее эффективно обеспечивается применением информационно-коммуникационных технологий;
  • необходимо сосредоточить информацию о всех аспектах образовательного процесса в едином банке данных, создающем условия для быстрой и удобной обработки поступающей информации, ее отслеживания и дальнейшего анализа, что повышает оперативность управления;
  • автоматизация процессов управления должна стать нормой в повседневной работе организаторов учебного процесса.

Рассмотрим классификацию АИС управления образовательным процессом:

1. Комплексные АИС, обеспечивающие автоматизацию всех управленческих функций с помощью единого (модульного) программного продукта. Комплексные АИС реализуют автоматизацию управления образовательным процессом на всех уровнях. Пользователями комплексных АИС являются все участники образовательного процесса: директор, завуч, учителя, учащиеся, родители, психолог, социальный педагог. Каждый пользователь имеет индивидуальные логин и пароль для входа в АИС. Право доступа к разным частям базы данных может гибко настраиваться.

К комплексным системам информатизации образовательного процесса относят:

  • программную систему Ые18с1юо1 (http://www.net-school.ru/ шбех.рЬр);
  • программную систему КМ-Школа (http://www.km-school.ru/);
  • сервис Дневник.ги (http://dnevnik.ru/).

2. АИС, предназначенные для автоматизации образовательного процесса определенного уровня, обеспечивают «островковую» информатизацию, при которой автоматизируются отдельные «участки» образовательного процесса с помощью не связанных между собой программных продуктов. Данные АИС замкнуты на конкретных функциях управления образовательным процессом. Пользователями систем данного типа являются отдельные группы участников образовательного процесса: учителя — администраторы; учителя — ученики — родители; ученики — учителя и др.

Примерами АИС данного типа, предназначенными для автоматизации управленческих процессов на уровне образовательной организации, являются:

  • программная система «АРМ Директор» (http://www.iicavers.ru/);
  • программный комплекс «ПараГраф: Учебное заведение XXI» (http://ofps.unibel.by/uch_pr/adm/A_l .htm);
  • программная система «1С:ХроноГраф Школа» (http://www. chronobus.ru/);
  • программные комплексы, позволяющие автоматизировать все рабочие процессы библиотеки, включая комплектование, каталогизацию, учет фонда и обслуживание читателей («1C: Школьная библиотека», МАРК-SQL);
  • система программ «1C: Образование 4. Школа» (http://edu.lc.ru/ platform/) (управление учебным процессом с использованием значительного объема цифровых образовательных ресурсов — ЦОР);
  • система управления обучением (Learning Management System) MOODLE (доставка образовательного контента обучаемым, контроль учебных достижений, организация коллективной учебной деятельности на основе интернет-технологий).

3. АИС, обеспечивающие автоматизацию одной функции управления образовательным процессом, реализуемой его отдельными участниками. Примерами программных средств данного типа являются:

    • программы для составления расписаний («ScheduleBuilder», «Ректор», «ХроноГраф 3.0 Мастер»);
    • программные средства, предназначенные для создания, упорядочивания, визуализации и анализа иллюстративно-хронологических материалов по общеобразовательным предметам (программный комплекс «ОСЗ Хронолайнер»);
  • программы, позволяющие учителю управлять учебной деятельностью учащихся в локальной компьютерной сети класса: демонстрировать работу на своем или выбранном компьютере, централизованно передавать и сохранять файлы, проводить сетевое тестирование, проводить чат-обсуждения (NetOp School, Remote Administrator, iTALC);
  • автоматизированные обучающие системы (АОС), предназначенные для оптимизации процесса обучения, автоматизации процессов обратной связи и управления на ее основе познавательной деятельностью обучаемого (Гиперметод, CursLab);
  • системы компьютерного тестирования, предназначенные для разработки тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов и проведения тестирования на учебных занятиях и АО внеурочное время (iTest, МастерТест, OpenTEST, MyTestX).

Более подробно функционал данных программных средств будет рассмотрен в последующих главах.

Информатизация образовательного процесса позволяет разнообразить формы организации учебной деятельности, повысить оперативность принятия управленческих решений, снизить временные затраты на подготовку учебных занятий и ведение нормативной документации, модернизировать делопроизводство и образовательный мониторинг. Таким образом, в условиях информатизации образования выявляются возможности повышения эффективности образовательного процесса путем интеграции обучающих и управленческих систем.

Последнее изменение: Среда, 12 января 2022, 11:39