Экзаменационная сессия в режиме дистанционного обучения
Экзаменационная сессия в режиме дистанционного обучения
Каждому человеку в жизни приходится проходить через такое серьёзное испытание как экзамен (в переводе с латыни, испытания). Время предэкзаменационной подготовки, как правило, связано с волнением и переживаниями, состоянием стресса.
Экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. Во время экзаменационной сессии организм студента испытывает интенсивную умственную нагрузку; повышенную статическую нагрузку; ограничение двигательной активности; нарушение режима сна; эмоциональные переживания. Все это приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности организма.
По данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов. Дополнительным испытанием для наших студентов становится нынешний формат обучения – дистанционный.
Практика показывает, что дистанционный формат обучения по-разному влияет на психологические особенности студентов, их адаптационные возможности, как в период обучения, так и в период сессии. Так, дистанционное обучение, создает возможности для более доверительные отношения между студентом и преподавателем, кроме того, студент может заниматься, находясь в любом удобном для него месте, не отвлекаться на посторонние разговоры и лучше концентрироваться на текущих задачах. Студенты получают необходимые знания, выполняют задания под контролем преподавателя, пользуются интерактивными возможностями. Это происходит в тех случаях, если студент имеет высокий уровень личной мотивации к обучению, овладению профессией, обладает самостоятельностью и обладает хорошими навыками самодисциплины. Эти характеристики, как правило, присущи студентам старших курсов, имеющих опыт подготовки и сдачи предыдущих сессий.
Студенты первокурсники, вчерашние школьники могут испытывать трудности как в период подготовки к экзаменам и зачетам, так и непосредственно при их сдаче.
Психологи предлагают способы и техники, помогающие справиться с экзаменационной тревогой, научиться концентрироваться и работать с материалом, помогающие эффективно использовать ресурсы своей памяти и внимания.
Так успех на экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов. Их применение помогает:
- ослабить эмоциональное напряжение;
- сохранить хорошее самочувствие и настроение.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Для ослабления эмоционального напряжения целесообразно использовать приемы и упражнения, направленные на тренировку:
- 1. оптимального планирования времени;
- 2. внимания;
- 3. памяти;
- 4. эмоциональной устойчивости.
Упражнение «Слоновая техника» – Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Разбить ее на более мелкие и представить в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, поможет поглотить «слона» в целом.
Упражнение «Вопросы к себе» – Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:
- Какова моя цель на этом этапе?
- Сколько времени в моем распоряжении?
- Как лучше использовать это время?
- Какие задачи нужно решить в первую очередь?
- В какой последовательности должны решиться эти задачи?
- Что нужно подготовить для решения каждой задачи?
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ:
Упражнение «Прогулка» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.
Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, магазины, автобусные остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская. При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.
Упражнение «Утро» – Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств.
Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы: Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать? Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации? Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?
Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности».
Метод «Ищите связи». Данный метод можно использовать при работе с большим, сложным текстовым материалом. В материале могут быть следующие связи:
а) смысловые. Текст, в котором одна мысль логически предопределяет следующую за ней, запоминается сравнительно легко. Поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл текста, увидеть логические связи между абзацами, параграфами, главами;
б) структурные. Психологические эксперименты показали, что при запоминании логически не связанных между собой слов (терминов, иностранных слов) важное значение имеет их расположение на листе, объединение в группы (например, цифр в номере телефона) и даже в какие-либо фигуры. Подчеркивайте, обводите нужное, используйте сокращения, группируйте слова, которые начинаются с одной буквы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:
Один из способов саморегуляции - самовнушение. Оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным, должно быть обличено в простые, четкие и типичные фразы в утвердительной форме без частицы «не» (я хочу, я могу и т. п.) и предполагает многократное повторение.
Психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.
Вы можете выбрать те, которые подойдут Вам.
- Спортивные занятия
- Контрастный душ
- Стирка белья
- Мытье посуды
- Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на кусочки, затем выбросить не помойку. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование)
- Потанцевать под музыку
- Громко спеть свою любимую песню
- Погулять в тихом месте на природе.
Если вам необходима психологическая поддержка или консультация обращайтесь к психологу вашего факультета - Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы т. 79567