Экзаменационная сессия в режиме дистанционного обучения

Каждому человеку в жизни приходится проходить через такое серьёзное испытание как экзамен (в переводе с латыни, испытания). Время предэкзаменационной подготовки, как правило, связано с волнением и переживаниями, состоянием стресса.

 Экзаменационный стресс оказывает негативное влия­ние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. Во время экзаменационной сессии организм студента испытывает интенсивную умственную нагрузку; повышен­ную статическую нагрузку; ограничение двигательной актив­ности; нарушение режима сна; эмоциональные переживания. Все это приводит к нарушению нормальной жизне­деятельности организма.

По данным большинства исследователей, экзаменаци­онный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов. Дополнительным испытанием для наших студентов  становится нынешний формат обучения – дистанционный.

Практика показывает, что дистанционный формат обучения по-разному влияет на психологические особенности студентов, их адаптационные возможности,  как  в период обучения, так и в период сессии. Так,  дистанционное обучение,  создает возможности для  более доверительные отношения между студентом и преподавателем,  кроме того,   студент  может заниматься, находясь в любом удобном для него месте, не отвлекаться на посторонние разговоры и лучше концентрироваться на текущих задачах. Студенты получают необходимые знания, выполняют задания под контролем преподавателя, пользуются интерактивными возможностями. Это происходит в тех случаях, если  студент  имеет высокий уровень личной мотивации к обучению, овладению профессией, обладает самостоятельностью и обладает хорошими навыками самодисциплины. Эти характеристики, как правило, присущи студентам старших курсов, имеющих опыт подготовки и сдачи предыдущих сессий.

Студенты первокурсники, вчерашние школьники могут испытывать трудности как в период подготовки к экзаменам и зачетам, так и непосредственно при их сдаче.

Психологи предлагают способы и техники, помогающие справиться с экзаменационной тревогой, научиться концентрироваться и работать с  материалом, помогающие эффективно использовать ресурсы своей памяти и внимания.  

Так успех на  экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов. Их применение помогает:

  • ослабить эмоциональное напряжение;
  •  сохранить хорошее самочувствие и настроение.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Для ослабления эмоционального напряжения целесообразно использовать приемы и упражнения, направленные на тренировку:

  1. 1.       оптимального планирования времени;
  2. 2.       внимания;
  3. 3.       памяти;
  4. 4.       эмоциональной устойчивости.

Упражнение «Слоновая техника» – Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Разбить ее на более мелкие и представить  в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, поможет поглотить «слона» в целом.

Упражнение «Вопросы к себе» – Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:

  • Какова моя цель на этом этапе?
  • Сколько времени в моем распоряжении?
  • Как лучше использовать это время?
  • Какие задачи нужно решить в первую очередь?
  • В какой последовательности должны решиться эти задачи?
  • Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ:

Упражнение «Прогулка» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.

Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, магазины, автобусные  остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская. При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.

Упражнение «Утро» – Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств.

 Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы: Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать? Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации? Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?

Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности».

Метод «Ищите связи». Данный метод можно использовать при работе с большим, сложным текстовым материалом. В материале могут быть следующие связи:

а) смысловые. Текст, в котором одна мысль логически предопределяет следующую за ней, запоминается сравнительно легко. Поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл текста, увидеть логические связи между абзацами, параграфами, главами;

б) структурные. Психологические эксперименты показали, что при запоминании логически не связанных между собой слов (терминов, иностранных слов) важное значение имеет их расположение на листе, объединение в группы (например, цифр в номере телефона) и даже в какие-либо фигуры. Подчеркивайте, обводите нужное, используйте сокращения, группируйте слова, которые начинаются с одной буквы.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:

Один из  способов  саморегуляции - самовнушение. Оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным,  должно быть обличено в простые, четкие и типичные фразы в утвердительной форме без частицы «не» (я хочу, я могу и т. п.) и предполагает многократное повторение.

Психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.

Вы можете выбрать те, которые подойдут Вам.

  • Спортивные занятия
  • Контрастный душ
  • Стирка белья
  • Мытье посуды
  • Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на кусочки, затем выбросить не помойку. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование)
  • Потанцевать под музыку
  • Громко спеть свою любимую песню
  • Погулять в тихом месте на природе.

 

 

Если вам необходима психологическая поддержка или консультация обращайтесь к психологу вашего факультета -  Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы  т. 79567