Настройка зачисления на курс
- Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» является формирование у студентов-психологов системы научного знания в области зоопсихологии и сравнительной психологии, включающей современные представления о природе психики, ее структуре, динамике развития в процессе эволюции, ее специфике у животных и человека, предпосылках возникновения человеческого сознания
Задачи:
-овладение понятийным аппаратом, объективными и субъективными методами изучения поведения и психики животных, историей наблюдений и исследований;
-изучение основных современных направлений дисциплины, врожденного и приобретенного в поведении животных, развития психики животных в онтогенезе.
- ознакомление с формами рассудочной деятельности животных и разумом животных как самостоятельными явлениями, являющимися предэтапом разумной деятельности человека.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» относится к базовой части 1 (Дисциплины). Для изучения этого курса необходимы знания и умения по биологии, анатомии ЦНС, общей психологии.
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Клиническая психология с основами нейропсихологии», «Психология развития и возрастная психология» и др.
К «входным» знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым при освоении дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, предъявляются следующие требования:
-Понимание естественнонаучной картины мира;
-Знание анатомии и физиологии человека в объеме курса «Биология» для средней школы; знания в объеме курса «Обществознание».
-Наличие развитых речевых навыков и обширного словарного запаса;
-Умение формулировать в устном и письменном виде научные понятия;
-Компетентность в области обработки и представления различных информационных материалов.
Знания, приобретенные в ходе освоения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология», служат основой для изучения дисциплин базовой части (Общая психология, Психология развития и возрастная психология) и вариативной части блока Б1 (Основы патопсихологии, Методика преподавания психологии в общеобразовательных учреждениях и др.).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
Код компетенции |
Формулировка компетенции |
ОК-7 |
способность к самоорганизации и самообразованию |
ПК-4 |
cпособность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
ПК-5 |
способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека |
ПК-7 |
способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии. |
В результате освоения дисциплины студент должен:
3.1. Знать:
- об основах происхождения и развития психики в филогенезе;
-современные теоретические подходы к проблеме возникновения человеческого сознания;
-о стадиях развития психики;
- отличительные особенности психики животных и человека;
- об основных категориях, необходимых для анализа развития психики с точки зрения эволюционно-системного подхода;
- об эволюции и специфике основных форм поведенческой активности животных: особенностях потребностно-мотивационной сферы (комфортное, пищевое, репродуктивное поведение);
- особенностях ориентировочно-исследовательской деятельности;
- коммуникативной деятельности; особенностях онтогенеза.
3.2.Уметь:
-сопоставлять психосоциальные явления у животных и человека;
- выявлять эволюционные функциональные аналогии основных форм поведения животных и человека: репродуктивного, родительского и агрессивного;
- анализировать и сопоставлять данные сравнительно-психологических исследований отдельных психических процессов на разных уровнях эволюционного развития, онтогенеза высших животных и человека, антропологически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях, развития психики в антропогенезе;
- выделить основные характеристики психической активности животных, которые позволяют отнести их к той или иной стадии развития психики;
- анализировать отличия поведения различных классов животных с точки зрения отдельных психических процессов, с точки зрения развития системных образований психики (интеллект, игровая деятельность, общение);
- выделить признаки спонтанного (инстинктивного) поведения человека;
-выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам при применении сравнительного анализа психики человека и животных.
3.3. Владеть:
- оценкой степени тождества и различий в психике высших человекообразных обезьян и человека;
- способностью проведения сравнительного анализа развития психики в онтогенезе на различных эволюционных уровнях;
- фактологическим материалом, позволяющим охарактеризовать стадии развития психики по развитию отдельных психических процессов, функций психики и психических образований;
- способностью моделирования, организации и интерпретации зоопсихологических исследований, с использованием методов наблюдения и эксперимента;
- основами многообразных методических приемов, использование которых приводит к современному пониманию проблемы интеллекта животных;
- зоопсихологическими знаниями в хозяйственной и природоохранной деятельности человека и в практической психологической работе;
- способностью к самоорганизации и самообразованию;
- способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (в зоопсихологии).
Разделы дисциплины
Раздел 1. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Методы. Связь с другими науками. Общая характеристика психики животных |
Раздел 2.Происхождение психики. Эволюция психики в филогенезе. |
Раздел 3.Особенности развития и функционирования потребностно-мотивационной сферы животных на разных уровнях развития психики |
Раздел 4.Ориентировочно-исследовательская деятельность. Поведение и эволюция. Индивидуальное поведение животных. Врожденное и приобретенное в поведении животных |
- Курс преподаёт: Кучерявенко Виктория Ивановна