Настройка зачисления на курс

  1.  Цели и задачи  освоения дисциплины

   Целью освоения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» является формирование у студентов-психологов системы научного знания в области зоопсихологии и сравнительной психологии, включающей современные представления о природе психики, ее структуре, динамике развития в процессе эволюции, ее специфике у животных и человека, предпосылках возникновения человеческого сознания

Задачи:

-овладение понятийным аппаратом, объективными и субъективными методами изучения поведения и психики животных, историей наблюдений и исследований;

-изучение основных современных направлений дисциплины, врожденного и приобретенного в поведении животных, развития психики животных в онтогенезе.

- ознакомление с формами рассудочной деятельности животных и разумом животных как самостоятельными явлениями, являющимися предэтапом разумной деятельности  человека.

 2.       Место дисциплины в структуре ООП ВО

Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» относится к базовой части 1 (Дисциплины). Для изучения этого курса необходимы знания и умения по биологии, анатомии ЦНС, общей психологии.

Основные положения дисциплины могут  быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Клиническая психология с основами нейропсихологии», «Психология развития и возрастная психология»  и др.

       К «входным» знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым при освоении  дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»      и   приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин,   предъявляются  следующие  требования:

-Понимание  естественнонаучной  картины  мира;

-Знание анатомии и физиологии человека в объеме курса «Биология» для средней школы; знания в объеме курса «Обществознание».

-Наличие   развитых   речевых  навыков и  обширного  словарного  запаса;

-Умение  формулировать  в устном и письменном  виде   научные понятия;

-Компетентность  в области  обработки  и  представления   различных  информационных  материалов.

       Знания, приобретенные в ходе освоения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»,    служат  основой  для  изучения  дисциплин  базовой  части  (Общая  психология, Психология развития и возрастная психология) и вариативной части блока Б1 (Основы патопсихологии, Методика преподавания психологии в общеобразовательных учреждениях и др.).

 

3.                 Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

Код

компетенции

Формулировка компетенции

ОК-7

способность к самоорганизации и самообразованию

ПК-4

cпособность  к выявлению специфики психического функционирования

человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

ПК-5

способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека

ПК-7

способность к участию в проведении психологических исследований на

основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии.

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

3.1. Знать:

- об основах происхождения и развития психики в филогенезе;

-современные теоретические подходы к проблеме возникновения человеческого сознания;

-о стадиях развития психики;

-  отличительные особенности психики животных и человека;

- об основных категориях, необходимых для анализа развития психики с точки зрения эволюционно-системного подхода;

 - об эволюции и специфике основных форм поведенческой активности животных: особенностях потребностно-мотивационной сферы (комфортное, пищевое, репродуктивное поведение);

- особенностях ориентировочно-исследовательской деятельности;

- коммуникативной деятельности; особенностях онтогенеза.

3.2.Уметь:

-сопоставлять психосоциальные явления у животных и человека; 

- выявлять эволюционные функциональные аналогии основных форм поведения животных и человека: репродуктивного, родительского и агрессивного; 

- анализировать и сопоставлять данные сравнительно-психологических исследований отдельных психических процессов на разных уровнях эволюционного развития, онтогенеза высших животных и человека, антропологически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях, развития психики в антропогенезе;

- выделить основные характеристики психической активности животных, которые позволяют отнести их к той или иной стадии развития психики;

- анализировать отличия поведения различных классов животных с точки зрения отдельных психических процессов, с точки зрения развития системных образований психики (интеллект, игровая деятельность, общение);

- выделить признаки спонтанного (инстинктивного) поведения человека;

-выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам при применении сравнительного анализа психики человека и животных.

3.3. Владеть:

- оценкой  степени тождества и различий в психике высших человекообразных обезьян и человека; 

- способностью проведения сравнительного анализа развития психики в онтогенезе на различных эволюционных уровнях;

- фактологическим материалом, позволяющим охарактеризовать стадии развития психики по развитию отдельных психических процессов, функций психики и психических образований; 

- способностью моделирования, организации и интерпретации зоопсихологических исследований, с использованием методов наблюдения и эксперимента;

- основами многообразных методических приемов, использование которых приводит к современному пониманию проблемы интеллекта животных;

- зоопсихологическими знаниями в хозяйственной и природоохранной деятельности человека и в практической психологической работе;

- способностью  к самоорганизации и самообразованию;

- способностью  к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (в зоопсихологии).

Разделы дисциплины 

Раздел 1. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Методы. Связь с другими науками. Общая характеристика психики животных

 Раздел 2.Происхождение психики. Эволюция психики в филогенезе.

Раздел 3.Особенности развития и функционирования потребностно-мотивационной сферы животных на разных уровнях развития психики

Раздел 4.Ориентировочно-исследовательская деятельность. Поведение и эволюция. Индивидуальное поведение животных. Врожденное и приобретенное в поведении животных

Гости не имеют доступа к этому курсу. Войдите в систему.