Настройка зачисления на курс
История медицины неразрывно связана с историей человечества. Развитие медицины начинается с первобытного общества.
1. Для первобытного общества характерны следующие характеристики:
1. эмпирические знания;
2. само- и взаимопомощь;
3. культовое врачевание;
4. анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.
2. Палеопатология - это наука о:
1. патологических изменениях останков скелета первобытного человека
2. изучении археологических данных;
3. изучении особенностей культуры народов;
4. изучении функций физиологических особенностей человека.
3. Вера первобытного человека в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов - это:
1. тотемизм;
2. фетишизм;
3. религия;
4. астрология.
4. Верования первобытного человека, которые оказали влияние на развитие врачевания:
1. тотемизм;
2. фетишизм;
3. анимизм;
4. магия.
5. Вера древнего человека в существование связи между его родом и определенными видами животных или растений - это:
1. тотемизм;
2. анимизм;
3. фетишизм;
4. шаманизм.
6. Перевод слова «тотем» означает:
1. его, мой род;
2. амулет, талисман;
3. колдовство;
4. душа, дух.
7. Тотемизм - это:
1. вера в сверхъестественные свойства умершей души;
2. вера в сверхъестественные способности человека определенным образом воздействовать на других людей;
3. вера человека в существование связи между его родом и определенными видами животных или растений;
4. вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.
8. Этнография – это наука о:
1. изучении археологических данных;
2. изучении патологических изменений останков первобытного человека;
3. изучении особенностей культуры и быта народов;
4. изучении функций человека.
9. Согласно тотемистической теории болезнь - это?
1. гнев тотема;
2. вселение злых духов;
3. внедрение в тело человека мелких животных;
4. гнев духа предка.
10. Анимизм - это:
1. вера в души (умерших) и всеобщее одухотворение природы;
2. вера в способности человека определенным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы;
3. вера в сверхъестественные свойства умершей души;
4. вера в сверхъестественные способности человека определенным образом воздействовать на других людей;
11. Anima, animus в переводе с латинского означает:
1. мой род;
2. амулет, талисман;
3. колдовство;
4. душа, дух.
12. Лечение заболеваний с позиций анимизма основывалось на:
1. изгнании духов болезни путем использования обрядовых действий;
2. использовании карантинных мероприятий;
3. использовании для изгнания духов болезни одурманивающих и наркотических средств, горечи и др.;
4. изгнание духов болезни посредством ритуальных танцев и масок.
13. С позиций анимизма болезнь - это результат вселения в тело:
1. духа умершего предка;
2. души камня;
3. души дерева;
4. злого духа, духа болезни.
14. Согласно анимистической теории болезнь - это?
1. гнев тотема;
2. гнев духа предка;
3. вселение злых духов;
4. внедрение в тело человека мелких животных.
15. Что такое фетишизм?
1. вера во всеобщее одухотворение природы;
2. вера в способности человека определенным образом воздействовать на других людей;
3. вера человека в наличие связи между его родом и определенными видами животных или растений;
4. вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.
16. Fetico в переводе с португальского означает:
1. мой род;
2. амулет, талисман;
3. колдовство;
4. душа, дух.
17. С позиций фетишизма лечение заболеваний основывалось на:
1. использований настоев растений;
2. использований частей животных;
3. использований частей минералов;
4. использование амулетов, талисманов, оберегов и т.п.
18. Магия - это вера:
1. во всеобщее одухотворение природы;
2. в способности человека воздействовать на других людей;
3. в сверхъестественные свойства одушевленных предметов;
4. в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.
19. Трепанация черепа у первобытных людей проводилась с целью:
1. изгнания злых духов и духов болезней;
2. с целью консервативного лечения;
3. с целью оперативного лечения после травмы;
4. с целью интереса к строению мозга.
20. Первобытные люди с целью изгнания злого духа проводили:
1. кастрацию;
2. трепанацию черепа;
3. ампутацию конечностей;
4. удаление зуба.
21. Для борьбы с болезнью первобытные врачеватели при демонологическом еепредставлении использовали:
1.заговоры;
2. амулеты;
3. слабительные средства;
4. трепанации черепа.
22. Подготовка врачевателей в эпоху первобытного общества осуществлялась через:
1. семейные школы (передача знаний из поколения в поколение);
2. специальные святилища;
3. передачу медицинских знаний узкому кругу посвященных;
4. собрание общины.
23. Гигиенические установки характерны для первобытного общества:
1. обязательное посещение бани;
2. запрет на брак между сородичами;
3. запрет каннибализма;
4. порядок захоронения трупов умерших.
24. Первыми исторически сложившимися видами медицинской помощи являются:
1. родовспоможение;
2. уход за детьми;
3. лечение травм;
4. проведение карантинных мероприятий;
25. Основными этапами первобытной истории являются:
1. период родового строя;
2. период дородового строя, период послеродового строя;
3. период дородового строя, период послеродового строя;
4. этапов имеющих границы не было.
26. Источниками изучения медицины первобытного врачевания не являются данные:
1. археологии;
2. этнографии;
3. палеопатологии;
4. геологии.
27. Палеопатология – это изучение:
1. данных археологии;
2. патологических изменений останков первобытного человека;
3. особенностей культурного наследия народов;
4. данных биологии.
28. Для периода патриархата не характерно:
1. появления лука и стрел;
2. появления огня;
3. женских фигурок, вырезанных из бивня мамонта, мягкого камня;
4. установление целебных свойств некоторых органов и тканей животных (печень, жир, кровь).
29. Для периода патриархата характерно:
1. развитие лекарствоведения;
2. развитие скотоводства;
3. развитие земледелия;
4. развитие охоты и рыболовства.
30. Каким путем были выявлены первые лекарственные растения?
1. случайным;
2. опытным;
3. эмпирическим;
4. естественным.
31. Является ли первобытное врачевание истоком народной, традиционной и научной медицины?
1.нет;
2. да;
3. не совсем;
4. частично.
32. Использование человеком «чудодейственных» приемов и заклинаний с целью воздействия на природу - это:
1. волшебство;
2. колдовство
3. магия;
4. тотемизм.
33. Форма религии, для которой характерно поклонение человека воде, земле, огню, связанная с поселением духов:
1. буддизм;
2. христианство;
3. тотемизм;
4. анимизм.
34. В первобытном обществе люди, занимавшиеся врачеванием, назывались:
1. зомби;
2. колдуны;
3. шаманы;
4. факиры.
35. В первобытном обществе к первым лекарствам относились:
1. животного происхождения;
2. комбинированные;
3. минерального происхождения;
4. растительного происхождения.
36. Продолжительность жизни первобытных людей в среднем составляла:
1. 40-45 лет;
2. 50-60 лет.
3. 15-20 лет;
4. 30-40 лет;
37. По костным скелетам древних людей можно определить следующие болезни:
1. травмы;
2. рахит;
3. опухоли костей;
4. инфаркт миокарда.
38. В период первобытного общества медицинскими инструментами являлись:
1. заточенный камень;
2. ланцет.
3. пинцет;
4. острая рыбья чешуя;
39. Причиной болезни, по мнению первобытных людей являлись:
1. смена времен года;
2. климатические условия;
3. естественные причины (плохие пища, вода, воздух);
4. воздействие духов, проникающих в тело человека.
40. Источниками сведений о первобытном врачевании являются:
1. этнографические;
2. вещественные;
3. фотодокументы;
4. письменные.
Врачевание в Древней Месопотамии
- 1. Термин «Месопотамия» ввёл:
1. Царь Хаммурапи;
2. Ассирис;
3. Мордука;
4. Геродот.
- 2. История Вавилонского царства началась в:
1. Верхней Месопотамии;
2. Нижней Месопотамии;
3. Средней Месопотамии;
4. Боковой Месопотамии.
- 3. Источниками врачевания древней Месопотамии являются:
1. папирусы;
2. глиняные таблички;
3. данные археологии;
4. свидетельства Геродота.
- 4. В каких первоисточниках зафиксированы сведения о медицине Древней Месопотамии?
1. папирусы;
2. клинопись;
3. летописи;
4. веды.
- Письменными памятниками Месопотамии являются:
1. папирусы;
2. свод законов царя Хаммурапи;
3. глиняные таблицы;
4. поэмы.
- 6. В Древней Месопотамии перед началом лечения применяли следующее:
1. составление гороскопа;
2. прогнозирование;
3. проведение культового обряда;
4. проводили омовение.
- 7. Назовите направления, сформировавшиеся в Древней Месопотамии в середине II тыс. до н.э.:
1. асуту;
2. дингир;
3. иштар;
4. ашипуту.
- 8. Установите соответствие направлений врачевания Древней Месопотамии:
1. искусство врачевателей;
2. искусство заклинателей;
3. ашипуту;
4. асуту.
- 9. Врачеватели асу связывали возникновение болезней с:
1. сверхъестественными причинами;
2. естественными причинами;
3. наказанием человека за грехи;
4. не объясняли причины возникновения болезней.
- 10. Заклинатель связывал возникновение болезней с:
1. естественными силами;
2. сверхъестественными силами;
3. внутренним состоянием людей;
4. божьей карой.
- 11. Врачеватель эмпирик связывал возникновение болезней с:
1. естественными причинами;
2. сверхъестественными силами;
3. внутренним состоянием;
4. не связывал ни с чем.
- 12. Целью лечения врачей – эмпириков являлось:
1. остановить лихорадку;
2. отвести отеки;
3. успокоить выступающие сосуды рук и ног;
4. верно всё перечисленное.
- 13. Какие правовые документы регламентировали деятельность врачевателя в древнем Вавилоне?
1. Законы Хаммурапи;
2. Законы Ману;
3. Законы 12 таблиц;
4. Законы Астана.
- 14. Законы царя Хаммурапи – документ, впервые законодательно урегулировавший врачебные действия, появился:
1. Египет;
2. Китай;
3. Междуречье;
4. Индия.
- Боги-целители Древней Месопотамии:
1. Ассирис;
2. Мордук;
3. Эа;
4. Апполон.
- 16. Великая держава верхней Месопотамии с XV по VII вв. до н.э.:
1. Вавилонское царство;
2. Ассирийское царство;
3. Египетское царство;
4. Русское царство.
- 17. С возникновением этого города связано возникновение царства, которое просуществовало 15 столетий:
1. Вавилон;
2. Евфрат;
3. Иерусалим;
4. Египет.
- 18. Самым обширным памятником права в Древней Месопотамии являются законы:
1. Вавилонского царя;
2. Ассирийского царя;
3. Иерусалимского царя;
4. Русского царства.
- 19. Подлинные тексты, свидетельствующие об истории врачевания в Древней Месопотамии, выполненные клинописью на:
1. глиняных табличек;
2. камне;
3. металле;
4. бумаге.
- 20. Лекарственные средства Шумеров:
1. только растительного происхождения;
2. растительного и животного происхождения;
3. растительного, минерального и животного происхождения;
4. минерального и химического происхождения.
- 21. Самым обширным памятником права в Древней Месопотамии являются законы царя….
1. Цезаря;
2. Хаммурапи;
3. Вавилона;
4. Астана.
- 22. При удачном исходе лечения, согласно законам Вавилонского царя, лекарь:
1. не получал платы;
2. получал не большую плату;
3. получал плату, которая могла обеспечить всю его семью;
4. получал продукты.
- 23. Наказание для врачевателя в случае неудачного исхода лечения:
1. запрет на занятие врачеванием;
2. отрезание руки;
3. оплата ущерба родственникам больного;
4. тюремное заключение.
- 24. Гигиенические традиции, заложенные в Шумере, предусматривали:
1. соблюдать диету;
2. не пить воду из нечистой посуды;
3. не простирать к богам немытые руки;
4. мыть руки перед едой.
- 25. Древние города - государства шумеров сформировались на рубеже:
1. 1-2 тысячелетий до н.э.;
2. 2-3 тысячелетий до н.э.;
3. 3-4 тысячелетий до н.э.;
4. 4-5 тысячелетий до н.э.
1. Для первобытного общества характерны следующие характеристики:
1. эмпирические знания;
2. само- и взаимопомощь;
3. культовое врачевание;
4. анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.
2. Палеопатология - это наука о:
1. патологических изменениях останков скелета первобытного человека
2. изучении археологических данных;
3. изучении особенностей культуры народов;
4. изучении функций физиологических особенностей человека.
3. Вера первобытного человека в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов - это:
1. тотемизм;
2. фетишизм;
3. религия;
4. астрология.
4. Верования первобытного человека, которые оказали влияние на развитие врачевания:
1. тотемизм;
2. фетишизм;
3. анимизм;
4. магия.
5. Вера древнего человека в существование связи между его родом и определенными видами животных или растений - это:
1. тотемизм;
2. анимизм;
3. фетишизм;
4. шаманизм.
6. Перевод слова «тотем» означает:
1. его, мой род;
2. амулет, талисман;
3. колдовство;
4. душа, дух.
7. Тотемизм - это:
1. вера в сверхъестественные свойства умершей души;
2. вера в сверхъестественные способности человека определенным образом воздействовать на других людей;
3. вера человека в существование связи между его родом и определенными видами животных или растений;
4. вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.
8. Этнография – это наука о:
1. изучении археологических данных;
2. изучении патологических изменений останков первобытного человека;
3. изучении особенностей культуры и быта народов;
4. изучении функций человека.
9. Согласно тотемистической теории болезнь - это?
1. гнев тотема;
2. вселение злых духов;
3. внедрение в тело человека мелких животных;
4. гнев духа предка.
10. Анимизм - это:
1. вера в души (умерших) и всеобщее одухотворение природы;
2. вера в способности человека определенным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы;
3. вера в сверхъестественные свойства умершей души;
4. вера в сверхъестественные способности человека определенным образом воздействовать на других людей;
11. Anima, animus в переводе с латинского означает:
1. мой род;
2. амулет, талисман;
3. колдовство;
4. душа, дух.
12. Лечение заболеваний с позиций анимизма основывалось на:
1. изгнании духов болезни путем использования обрядовых действий;
2. использовании карантинных мероприятий;
3. использовании для изгнания духов болезни одурманивающих и наркотических средств, горечи и др.;
4. изгнание духов болезни посредством ритуальных танцев и масок.
13. С позиций анимизма болезнь - это результат вселения в тело:
1. духа умершего предка;
2. души камня;
3. души дерева;
4. злого духа, духа болезни.
14. Согласно анимистической теории болезнь - это?
1. гнев тотема;
2. гнев духа предка;
3. вселение злых духов;
4. внедрение в тело человека мелких животных.
15. Что такое фетишизм?
1. вера во всеобщее одухотворение природы;
2. вера в способности человека определенным образом воздействовать на других людей;
3. вера человека в наличие связи между его родом и определенными видами животных или растений;
4. вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.
16. Fetico в переводе с португальского означает:
1. мой род;
2. амулет, талисман;
3. колдовство;
4. душа, дух.
17. С позиций фетишизма лечение заболеваний основывалось на:
1. использований настоев растений;
2. использований частей животных;
3. использований частей минералов;
4. использование амулетов, талисманов, оберегов и т.п.
18. Магия - это вера:
1. во всеобщее одухотворение природы;
2. в способности человека воздействовать на других людей;
3. в сверхъестественные свойства одушевленных предметов;
4. в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.
19. Трепанация черепа у первобытных людей проводилась с целью:
1. изгнания злых духов и духов болезней;
2. с целью консервативного лечения;
3. с целью оперативного лечения после травмы;
4. с целью интереса к строению мозга.
20. Первобытные люди с целью изгнания злого духа проводили:
1. кастрацию;
2. трепанацию черепа;
3. ампутацию конечностей;
4. удаление зуба.
21. Для борьбы с болезнью первобытные врачеватели при демонологическом еепредставлении использовали:
1.заговоры;
2. амулеты;
3. слабительные средства;
4. трепанации черепа.
22. Подготовка врачевателей в эпоху первобытного общества осуществлялась через:
1. семейные школы (передача знаний из поколения в поколение);
2. специальные святилища;
3. передачу медицинских знаний узкому кругу посвященных;
4. собрание общины.
23. Гигиенические установки характерны для первобытного общества:
1. обязательное посещение бани;
2. запрет на брак между сородичами;
3. запрет каннибализма;
4. порядок захоронения трупов умерших.
24. Первыми исторически сложившимися видами медицинской помощи являются:
1. родовспоможение;
2. уход за детьми;
3. лечение травм;
4. проведение карантинных мероприятий;
25. Основными этапами первобытной истории являются:
1. период родового строя;
2. период дородового строя, период послеродового строя;
3. период дородового строя, период послеродового строя;
4. этапов имеющих границы не было.
26. Источниками изучения медицины первобытного врачевания не являются данные:
1. археологии;
2. этнографии;
3. палеопатологии;
4. геологии.
27. Палеопатология – это изучение:
1. данных археологии;
2. патологических изменений останков первобытного человека;
3. особенностей культурного наследия народов;
4. данных биологии.
28. Для периода патриархата не характерно:
1. появления лука и стрел;
2. появления огня;
3. женских фигурок, вырезанных из бивня мамонта, мягкого камня;
4. установление целебных свойств некоторых органов и тканей животных (печень, жир, кровь).
29. Для периода патриархата характерно:
1. развитие лекарствоведения;
2. развитие скотоводства;
3. развитие земледелия;
4. развитие охоты и рыболовства.
30. Каким путем были выявлены первые лекарственные растения?
1. случайным;
2. опытным;
3. эмпирическим;
4. естественным.
31. Является ли первобытное врачевание истоком народной, традиционной и научной медицины?
1.нет;
2. да;
3. не совсем;
4. частично.
32. Использование человеком «чудодейственных» приемов и заклинаний с целью воздействия на природу - это:
1. волшебство;
2. колдовство
3. магия;
4. тотемизм.
33. Форма религии, для которой характерно поклонение человека воде, земле, огню, связанная с поселением духов:
1. буддизм;
2. христианство;
3. тотемизм;
4. анимизм.
34. В первобытном обществе люди, занимавшиеся врачеванием, назывались:
1. зомби;
2. колдуны;
3. шаманы;
4. факиры.
35. В первобытном обществе к первым лекарствам относились:
1. животного происхождения;
2. комбинированные;
3. минерального происхождения;
4. растительного происхождения.
36. Продолжительность жизни первобытных людей в среднем составляла:
1. 40-45 лет;
2. 50-60 лет.
3. 15-20 лет;
4. 30-40 лет;
37. По костным скелетам древних людей можно определить следующие болезни:
1. травмы;
2. рахит;
3. опухоли костей;
4. инфаркт миокарда.
38. В период первобытного общества медицинскими инструментами являлись:
1. заточенный камень;
2. ланцет.
3. пинцет;
4. острая рыбья чешуя;
39. Причиной болезни, по мнению первобытных людей являлись:
1. смена времен года;
2. климатические условия;
3. естественные причины (плохие пища, вода, воздух);
4. воздействие духов, проникающих в тело человека.
40. Источниками сведений о первобытном врачевании являются:
1. этнографические;
2. вещественные;
3. фотодокументы;
4. письменные.
Врачевание в Древней Месопотамии
- 1. Термин «Месопотамия» ввёл:
1. Царь Хаммурапи;
2. Ассирис;
3. Мордука;
4. Геродот.
- 2. История Вавилонского царства началась в:
1. Верхней Месопотамии;
2. Нижней Месопотамии;
3. Средней Месопотамии;
4. Боковой Месопотамии.
- 3. Источниками врачевания древней Месопотамии являются:
1. папирусы;
2. глиняные таблички;
3. данные археологии;
4. свидетельства Геродота.
- 4. В каких первоисточниках зафиксированы сведения о медицине Древней Месопотамии?
1. папирусы;
2. клинопись;
3. летописи;
4. веды.
- Письменными памятниками Месопотамии являются:
1. папирусы;
2. свод законов царя Хаммурапи;
3. глиняные таблицы;
4. поэмы.
- 6. В Древней Месопотамии перед началом лечения применяли следующее:
1. составление гороскопа;
2. прогнозирование;
3. проведение культового обряда;
4. проводили омовение.
- 7. Назовите направления, сформировавшиеся в Древней Месопотамии в середине II тыс. до н.э.:
1. асуту;
2. дингир;
3. иштар;
4. ашипуту.
- 8. Установите соответствие направлений врачевания Древней Месопотамии:
1. искусство врачевателей;
2. искусство заклинателей;
3. ашипуту;
4. асуту.
- 9. Врачеватели асу связывали возникновение болезней с:
1. сверхъестественными причинами;
2. естественными причинами;
3. наказанием человека за грехи;
4. не объясняли причины возникновения болезней.
- 10. Заклинатель связывал возникновение болезней с:
1. естественными силами;
2. сверхъестественными силами;
3. внутренним состоянием людей;
4. божьей карой.
- 11. Врачеватель эмпирик связывал возникновение болезней с:
1. естественными причинами;
2. сверхъестественными силами;
3. внутренним состоянием;
4. не связывал ни с чем.
- 12. Целью лечения врачей – эмпириков являлось:
1. остановить лихорадку;
2. отвести отеки;
3. успокоить выступающие сосуды рук и ног;
4. верно всё перечисленное.
- 13. Какие правовые документы регламентировали деятельность врачевателя в древнем Вавилоне?
1. Законы Хаммурапи;
2. Законы Ману;
3. Законы 12 таблиц;
4. Законы Астана.
- 14. Законы царя Хаммурапи – документ, впервые законодательно урегулировавший врачебные действия, появился:
1. Египет;
2. Китай;
3. Междуречье;
4. Индия.
- Боги-целители Древней Месопотамии:
1. Ассирис;
2. Мордук;
3. Эа;
4. Апполон.
- 16. Великая держава верхней Месопотамии с XV по VII вв. до н.э.:
1. Вавилонское царство;
2. Ассирийское царство;
3. Египетское царство;
4. Русское царство.
- 17. С возникновением этого города связано возникновение царства, которое просуществовало 15 столетий:
1. Вавилон;
2. Евфрат;
3. Иерусалим;
4. Египет.
- 18. Самым обширным памятником права в Древней Месопотамии являются законы:
1. Вавилонского царя;
2. Ассирийского царя;
3. Иерусалимского царя;
4. Русского царства.
- 19. Подлинные тексты, свидетельствующие об истории врачевания в Древней Месопотамии, выполненные клинописью на:
1. глиняных табличек;
2. камне;
3. металле;
4. бумаге.
- 20. Лекарственные средства Шумеров:
1. только растительного происхождения;
2. растительного и животного происхождения;
3. растительного, минерального и животного происхождения;
4. минерального и химического происхождения.
- 21. Самым обширным памятником права в Древней Месопотамии являются законы царя….
1. Цезаря;
2. Хаммурапи;
3. Вавилона;
4. Астана.
- 22. При удачном исходе лечения, согласно законам Вавилонского царя, лекарь:
1. не получал платы;
2. получал не большую плату;
3. получал плату, которая могла обеспечить всю его семью;
4. получал продукты.
- 23. Наказание для врачевателя в случае неудачного исхода лечения:
1. запрет на занятие врачеванием;
2. отрезание руки;
3. оплата ущерба родственникам больного;
4. тюремное заключение.
- 24. Гигиенические традиции, заложенные в Шумере, предусматривали:
1. соблюдать диету;
2. не пить воду из нечистой посуды;
3. не простирать к богам немытые руки;
4. мыть руки перед едой.
- 25. Древние города - государства шумеров сформировались на рубеже:
1. 1-2 тысячелетий до н.э.;
2. 2-3 тысячелетий до н.э.;
3. 3-4 тысячелетий до н.э.;
4. 4-5 тысячелетий до н.э.
1. Для первобытного общества характерны следующие характеристики:
1. эмпирические знания;
2. само- и взаимопомощь;
3. культовое врачевание;
4. анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.
2. Палеопатология - это наука о:
1. патологических изменениях останков скелета первобытного человека
2. изучении археологических данных;
3. изучении особенностей культуры народов;
4. изучении функций физиологических особенностей человека.
3. Вера первобытного человека в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов - это:
1. тотемизм;
2. фетишизм;
3. религия;
4. астрология.
4. Верования первобытного человека, которые оказали влияние на развитие врачевания:
1. тотемизм;
2. фетишизм;
3. анимизм;
4. магия.
5. Вера древнего человека в существование связи между его родом и определенными видами животных или растений - это:
1. тотемизм;
2. анимизм;
3. фетишизм;
4. шаманизм.
6. Перевод слова «тотем» означает:
1. его, мой род;
2. амулет, талисман;
3. колдовство;
4. душа, дух.
7. Тотемизм - это:
1. вера в сверхъестественные свойства умершей души;
2. вера в сверхъестественные способности человека определенным образом воздействовать на других людей;
3. вера человека в существование связи между его родом и определенными видами животных или растений;
4. вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.
8. Этнография – это наука о:
1. изучении археологических данных;
2. изучении патологических изменений останков первобытного человека;
3. изучении особенностей культуры и быта народов;
4. изучении функций человека.
9. Согласно тотемистической теории болезнь - это?
1. гнев тотема;
2. вселение злых духов;
3. внедрение в тело человека мелких животных;
4. гнев духа предка.
10. Анимизм - это:
1. вера в души (умерших) и всеобщее одухотворение природы;
2. вера в способности человека определенным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы;
3. вера в сверхъестественные свойства умершей души;
4. вера в сверхъестественные способности человека определенным образом воздействовать на других людей;
11. Anima, animus в переводе с латинского означает:
1. мой род;
2. амулет, талисман;
3. колдовство;
4. душа, дух.
12. Лечение заболеваний с позиций анимизма основывалось на:
1. изгнании духов болезни путем использования обрядовых действий;
2. использовании карантинных мероприятий;
3. использовании для изгнания духов болезни одурманивающих и наркотических средств, горечи и др.;
4. изгнание духов болезни посредством ритуальных танцев и масок.
13. С позиций анимизма болезнь - это результат вселения в тело:
1. духа умершего предка;
2. души камня;
3. души дерева;
4. злого духа, духа болезни.
14. Согласно анимистической теории болезнь - это?
1. гнев тотема;
2. гнев духа предка;
3. вселение злых духов;
4. внедрение в тело человека мелких животных.
15. Что такое фетишизм?
1. вера во всеобщее одухотворение природы;
2. вера в способности человека определенным образом воздействовать на других людей;
3. вера человека в наличие связи между его родом и определенными видами животных или растений;
4. вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.
16. Fetico в переводе с португальского означает:
1. мой род;
2. амулет, талисман;
3. колдовство;
4. душа, дух.
17. С позиций фетишизма лечение заболеваний основывалось на:
1. использований настоев растений;
2. использований частей животных;
3. использований частей минералов;
4. использование амулетов, талисманов, оберегов и т.п.
18. Магия - это вера:
1. во всеобщее одухотворение природы;
2. в способности человека воздействовать на других людей;
3. в сверхъестественные свойства одушевленных предметов;
4. в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.
19. Трепанация черепа у первобытных людей проводилась с целью:
1. изгнания злых духов и духов болезней;
2. с целью консервативного лечения;
3. с целью оперативного лечения после травмы;
4. с целью интереса к строению мозга.
20. Первобытные люди с целью изгнания злого духа проводили:
1. кастрацию;
2. трепанацию черепа;
3. ампутацию конечностей;
4. удаление зуба.
21. Для борьбы с болезнью первобытные врачеватели при демонологическом еепредставлении использовали:
1.заговоры;
2. амулеты;
3. слабительные средства;
4. трепанации черепа.
22. Подготовка врачевателей в эпоху первобытного общества осуществлялась через:
1. семейные школы (передача знаний из поколения в поколение);
2. специальные святилища;
3. передачу медицинских знаний узкому кругу посвященных;
4. собрание общины.
23. Гигиенические установки характерны для первобытного общества:
1. обязательное посещение бани;
2. запрет на брак между сородичами;
3. запрет каннибализма;
4. порядок захоронения трупов умерших.
24. Первыми исторически сложившимися видами медицинской помощи являются:
1. родовспоможение;
2. уход за детьми;
3. лечение травм;
4. проведение карантинных мероприятий;
25. Основными этапами первобытной истории являются:
1. период родового строя;
2. период дородового строя, период послеродового строя;
3. период дородового строя, период послеродового строя;
4. этапов имеющих границы не было.
26. Источниками изучения медицины первобытного врачевания не являются данные:
1. археологии;
2. этнографии;
3. палеопатологии;
4. геологии.
27. Палеопатология – это изучение:
1. данных археологии;
2. патологических изменений останков первобытного человека;
3. особенностей культурного наследия народов;
4. данных биологии.
28. Для периода патриархата не характерно:
1. появления лука и стрел;
2. появления огня;
3. женских фигурок, вырезанных из бивня мамонта, мягкого камня;
4. установление целебных свойств некоторых органов и тканей животных (печень, жир, кровь).
29. Для периода патриархата характерно:
1. развитие лекарствоведения;
2. развитие скотоводства;
3. развитие земледелия;
4. развитие охоты и рыболовства.
30. Каким путем были выявлены первые лекарственные растения?
1. случайным;
2. опытным;
3. эмпирическим;
4. естественным.
31. Является ли первобытное врачевание истоком народной, традиционной и научной медицины?
1.нет;
2. да;
3. не совсем;
4. частично.
32. Использование человеком «чудодейственных» приемов и заклинаний с целью воздействия на природу - это:
1. волшебство;
2. колдовство
3. магия;
4. тотемизм.
33. Форма религии, для которой характерно поклонение человека воде, земле, огню, связанная с поселением духов:
1. буддизм;
2. христианство;
3. тотемизм;
4. анимизм.
34. В первобытном обществе люди, занимавшиеся врачеванием, назывались:
1. зомби;
2. колдуны;
3. шаманы;
4. факиры.
35. В первобытном обществе к первым лекарствам относились:
1. животного происхождения;
2. комбинированные;
3. минерального происхождения;
4. растительного происхождения.
36. Продолжительность жизни первобытных людей в среднем составляла:
1. 40-45 лет;
2. 50-60 лет.
3. 15-20 лет;
4. 30-40 лет;
37. По костным скелетам древних людей можно определить следующие болезни:
1. травмы;
2. рахит;
3. опухоли костей;
4. инфаркт миокарда.
38. В период первобытного общества медицинскими инструментами являлись:
1. заточенный камень;
2. ланцет.
3. пинцет;
4. острая рыбья чешуя;
39. Причиной болезни, по мнению первобытных людей являлись:
1. смена времен года;
2. климатические условия;
3. естественные причины (плохие пища, вода, воздух);
4. воздействие духов, проникающих в тело человека.
40. Источниками сведений о первобытном врачевании являются:
1. этнографические;
2. вещественные;
3. фотодокументы;
4. письменные.
Врачевание в Древней Месопотамии
- 1. Термин «Месопотамия» ввёл:
1. Царь Хаммурапи;
2. Ассирис;
3. Мордука;
4. Геродот.
- 2. История Вавилонского царства началась в:
1. Верхней Месопотамии;
2. Нижней Месопотамии;
3. Средней Месопотамии;
4. Боковой Месопотамии.
- 3. Источниками врачевания древней Месопотамии являются:
1. папирусы;
2. глиняные таблички;
3. данные археологии;
4. свидетельства Геродота.
- 4. В каких первоисточниках зафиксированы сведения о медицине Древней Месопотамии?
1. папирусы;
2. клинопись;
3. летописи;
4. веды.
- Письменными памятниками Месопотамии являются:
1. папирусы;
2. свод законов царя Хаммурапи;
3. глиняные таблицы;
4. поэмы.
- 6. В Древней Месопотамии перед началом лечения применяли следующее:
1. составление гороскопа;
2. прогнозирование;
3. проведение культового обряда;
4. проводили омовение.
- 7. Назовите направления, сформировавшиеся в Древней Месопотамии в середине II тыс. до н.э.:
1. асуту;
2. дингир;
3. иштар;
4. ашипуту.
- 8. Установите соответствие направлений врачевания Древней Месопотамии:
1. искусство врачевателей;
2. искусство заклинателей;
3. ашипуту;
4. асуту.
- 9. Врачеватели асу связывали возникновение болезней с:
1. сверхъестественными причинами;
2. естественными причинами;
3. наказанием человека за грехи;
4. не объясняли причины возникновения болезней.
- 10. Заклинатель связывал возникновение болезней с:
1. естественными силами;
2. сверхъестественными силами;
3. внутренним состоянием людей;
4. божьей карой.
- 11. Врачеватель эмпирик связывал возникновение болезней с:
1. естественными причинами;
2. сверхъестественными силами;
3. внутренним состоянием;
4. не связывал ни с чем.
- 12. Целью лечения врачей – эмпириков являлось:
1. остановить лихорадку;
2. отвести отеки;
3. успокоить выступающие сосуды рук и ног;
4. верно всё перечисленное.
- 13. Какие правовые документы регламентировали деятельность врачевателя в древнем Вавилоне?
1. Законы Хаммурапи;
2. Законы Ману;
3. Законы 12 таблиц;
4. Законы Астана.
- 14. Законы царя Хаммурапи – документ, впервые законодательно урегулировавший врачебные действия, появился:
1. Египет;
2. Китай;
3. Междуречье;
4. Индия.
- Боги-целители Древней Месопотамии:
1. Ассирис;
2. Мордук;
3. Эа;
4. Апполон.
- 16. Великая держава верхней Месопотамии с XV по VII вв. до н.э.:
1. Вавилонское царство;
2. Ассирийское царство;
3. Египетское царство;
4. Русское царство.
- 17. С возникновением этого города связано возникновение царства, которое просуществовало 15 столетий:
1. Вавилон;
2. Евфрат;
3. Иерусалим;
4. Египет.
- 18. Самым обширным памятником права в Древней Месопотамии являются законы:
1. Вавилонского царя;
2. Ассирийского царя;
3. Иерусалимского царя;
4. Русского царства.
- 19. Подлинные тексты, свидетельствующие об истории врачевания в Древней Месопотамии, выполненные клинописью на:
1. глиняных табличек;
2. камне;
3. металле;
4. бумаге.
- 20. Лекарственные средства Шумеров:
1. только растительного происхождения;
2. растительного и животного происхождения;
3. растительного, минерального и животного происхождения;
4. минерального и химического происхождения.
- 21. Самым обширным памятником права в Древней Месопотамии являются законы царя….
1. Цезаря;
2. Хаммурапи;
3. Вавилона;
4. Астана.
- 22. При удачном исходе лечения, согласно законам Вавилонского царя, лекарь:
1. не получал платы;
2. получал не большую плату;
3. получал плату, которая могла обеспечить всю его семью;
4. получал продукты.
- 23. Наказание для врачевателя в случае неудачного исхода лечения:
1. запрет на занятие врачеванием;
2. отрезание руки;
3. оплата ущерба родственникам больного;
4. тюремное заключение.
- 24. Гигиенические традиции, заложенные в Шумере, предусматривали:
1. соблюдать диету;
2. не пить воду из нечистой посуды;
3. не простирать к богам немытые руки;
4. мыть руки перед едой.
- 25. Древние города - государства шумеров сформировались на рубеже:
1. 1-2 тысячелетий до н.э.;
2. 2-3 тысячелетий до н.э.;
3. 3-4 тысячелетий до н.э.;
4. 4-5 тысячелетий до н.э.
- Курс преподаёт: Биголь Нина Александровна