Рабочая программа дисциплины «Методология и методы социологического следования» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВО по направлению подготовки 5.39.03.01 «Социология» и основной профессиональной образовательной программы (учебного плана)

Б1.О.17 «Методология и методы социологического исследования»

 

 Место дисциплины в структуре ООП ВО «Социология»

Дисциплина Б1.О.17 «Методология и методы социологического исследования» входит в Блок 1 (модули) Обязательных дисциплин программы подготовки бакалавров направления подготовки 5.39.03.01 «Социология» профиль «Общий»

2. Изучение дисциплины «Методология и методы социологического исследования» направлено на формирование следующих компетенций:

 

Категория (группа)

универсальных

компетенций

 

Код и

наименование

универсальной

компетенции

 

Код и наименование индикатора

достижения универсальной компетенции

 

Системное и

критическое

мышление

 

УК-1.Способен

осуществлять

поиск, критический

анализ и синтез

информации,

применять

системный подход

для решения

поставленных задач

 

ИД УК-1.1

Анализирует задачу, выделяя ее

базовые составляющие;

ИД УК-1.2При обработке информации отличает

факты от мнений, интерпретаций, оценок,

формирует собственные мнения и суждения,

аргументирует свои выводы и точку зрения

ИД

УК-1.3Рассматривает

и

предлагает

возможные варианты решения поставленной

задачи, оценивая их достоинства и недостатки

 

Научно-исследовательская

 

 

ПК-1. Способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

ИД-1ПК-1 Формулирует цели, ставит конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях

ИД-2 ПК-1Реализует  теоретические знания в исследовательской деятельности социолога и возможности использования современных методов измерения социальных проблем с использованием информационных технологий

ИД-3ПК-1 Анализирует социальные процессы, происходящие в различных сферах общества, с целью выявления и анализа социально-значимых проблем

Организация и проведение

социологических

исследований

 

ОПК-3.. Способен

принимать участие

в социологическом

исследовании на

всех этапах его

проведения

 

ИД-1ОПК-3Объясняет социальные явления и

процессы на основе концепций и

объяснительных моделей социологии

ИД-2ОПК-3Решает

организационные

и

методические вопросы сбора информации

в соответствии с поставленными задачами

и методической стратегией исследования;

контролирует

сбор

социологических

данных

ИД-3ОПК-3 Умеет решать задачи обработки

данных с помощью современных средств

автоматизации и владеет навыками

обеспечения

информационной

безопасности

 

Выявление и решение

социально-значимых

проблем

 

ОПК-4. Способен

выявлять

социально

значимые

проблемы и

определять пути их

решения на основе

теоретических

знаний и

результатов

социологических

исследований

 

ИД-1ОПК-4Выявляет социально значимые

проблемы

при

использовании

описательных,

объяснительных

и

прогнозных моделей социальных явлений

и процессов

ИД-2ОПК-4Формулирует

задачи

исследований для определения путей

решения социально значимых проблем на

основе

теоретических

знаний

и

результатов конкретных социологических

исследований

ИД-3ОПК-4

Проектирует

решение

конкретной задачи, выбирая оптимальный

способ ее решения, исходя из имеющихся

ресурсов и ограничений

 

3.1. Знать:

-               диапазон методологических парадигм и их концептуальных особенностей; общие принципы и особенности научного познания;

-               специфику соответствия концептуальных понятий; методику разработки и принципы использования рабочих и аналитических документов исследования, гипотез поисковой модели;

-               проекты критериев построения моделей исследования;

-               методику измерения базовых концептов исследования;

-               методику построения выборочных совокупностей и особенности их применения в конкретных социологических исследованиях;

-               принципы разработке шкал измерения социальных характеристик, техники выбора и оценки уровня качества измерения;

3.2. Уметь:

-               определять проблемную ситуацию и формулировать стратегические цели социологического исследования;

-               готовить программу социологического исследования с определением целей, задач, объекта, предмета, гипотез, интерпретации и операционализации понятий, выборки и инструментария исследования;

3.3. Владеть:

-               навыками составления инструментария сбора данных и организации полевых исследований;

-               навыками социологического анализа социальной реальности.

 

3.1. Знать:

-               диапазон методологических парадигм и их концептуальных особенностей; общие принципы и особенности научного познания;

-               специфику соответствия концептуальных понятий; методику разработки и принципы использования рабочих и аналитических документов исследования, гипотез поисковой модели;

-               проекты критериев построения моделей исследования;

-               методику измерения базовых концептов исследования;

-               методику построения выборочных совокупностей и особенности их применения в конкретных социологических исследованиях;

-               принципы разработке шкал измерения социальных характеристик, техники выбора и оценки уровня качества измерения;

3.2. Уметь:

-               определять проблемную ситуацию и формулировать стратегические цели социологического исследования;

-               готовить программу социологического исследования с определением целей, задач, объекта, предмета, гипотез, интерпретации и операционализации понятий, выборки и инструментария исследования;

3.3. Владеть:

-               навыками составления инструментария сбора данных и организации полевых исследований;

-               навыками социологического анализа социальной реальности.