«РАСТРОВАЯ ГРАФИКА»

План:

  1. Понятие  «растровая графика»
  2. Достоинства и недостатки растровой графики
  3. Обзор графических редакторов растровой графики

 1.     Понятие  «растровая графика»

Растровая модель - это таблица одинаковых неделимых элементов, каждый из которых в закодированном виде хранит информацию о соотвтствующем ему участке изображения.

Растровое изображение — изображение, представляющее собой сетку пикселей или точек цветов (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах.

Каждая точка растрового изображения мала настолько, что не воспринимается глазом как отдельный объект, но совокупность точек воспринимается как единое изображение. Такая технология построения изображений очень напоминает мозаику.

Пример растрового изображения можно увидеть в газете или журнале: любая фотография в них состоит из массива незаметных на первый взгляд точек разного цвета и размера. Телевизионное изображение и вид на экране монитора – это тоже растр, только, в отличие от печати на бумаге, растровая точка компьютерного изображения имеет квадратную форму (рис. 8.3).

Точка растрового изображения обозначается термином "пиксель".

3.1.

Термин "пиксель" ("пиксел") (от англ. pixel, pel – сокращение от англ. pix element, picture cell, picture element – элемент изображения) имеет два значения:

  1. наименьший элемент двумерного цифрового изображения в растровой графике;
  2. "физический" элемент матрицы дисплеев, формирующих изображение. Пиксель представляет собой неделимый объект прямоугольной или круглой формы, характеризуемый определенным цветом (применительно к плазменным панелям).

Растровое компьютерное изображение состоит из пикселей, расположенных по строкам и столбцам. Чем больше пикселей на единицу площади содержит изображение, тем оно детальней.

Каждый пиксель растрового изображения – объект, характеризуемый определенным цветом, яркостью и, возможно, прозрачностью, или комбинацией этих значений. Один пиксель может хранить информацию только об одном цвете, который и ассоциируется с ним (в некоторых компьютерных системах цвет и пиксели представлены в виде двух раздельных объектов).

Пиксель – это также наименьшая единица растрового изображения, получаемого с помощью графических систем вывода информации (компьютерные мониторы, принтеры и т.д.). Разрешение такого устройства определяется горизонтальным и вертикальным размерами выводимого изображения в пикселях. Цвет пикселей, отображаемых на цветных мониторах, состоит из триад (субпикселей красного, зеленого и синего цветов, расположенных рядом в определенной последовательности).

ГОСТ 27459–87 "Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения" под термином "пиксель" понимает "наименьший элемент поверхности визуализации, которому могут быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения".

 Растровые изображения характеризуются следующими параметрами:

  • количество пикселей – может указываться отдельно количество пикселей по ширине и высоте (1024 х 768, 640 х 480 и т.п.) или же общее количество пикселей;
  • разрешение – величина, говорящая о возможном размере и детальности изображения;
  • количество используемых цветов или глубина цвета;
  • цветовой режим – градации серого, индексированный, RGB, CMYK и др.;
  • цветовое пространство (цветовая модель) – RGB, CMYK, LAB, HSV и др.

 Качество растрового изображения зависит от количества растровых точек, из которых оно состоит (рис. 8.4). Основным показателем качества является разрешение изображения, т.е. количество точек на единицу длины (дюйм, мм, см). Чаще всего измеряется количество точек на один дюйм (англ. dpi – dots per inch). Большее количество точек дает большую детализацию изображения, однако при сохранении такого изображения необходимо сохранить информацию о цвете каждой точки, а поскольку точек может быть до нескольких миллионов, то размер сохраненного файла тоже будет большим.

Максимальная детализация растрового изображения задается при его создании и не может быть увеличена. Без особых потерь растровые изображения можно только лишь уменьшать. При увеличении растровых изображений пиксели превращаются в увеличенные квадраты того или иного цвета.

Создается растровая графика фотоаппаратами, сканерами, непосредственно в растровом редакторе, а также путем экспорта из векторного редактора или в виде снимков экрана.

 2.     Достоинства и недостатки растровой графики

 Достоинства. Основным достоинством растровой графики принято считать то, что она обеспечивает более реалистичную передачу градаций цветов и полутонов, а также более высокую детализацию изображения, поэтому графические файлы в этом формате являются оптимальным средством представления тоновых изображений, таких как отсканированные фотографии.

  • Еще один плюс растровой графики состоит в том, что растровое изображение проще вывести на принтер, который в своей работе использует принцип «точка на каждый элемент картинки».
  • в растровом виде представимо любое изображение;

• растровая графика позволяет создать практически любой рисунок, вне зависимости от сложности, в отличие, например, от векторной, где невозможно точно передать эффект перехода от одного цвета к другому без потерь в размере файла;

• распространенность – растровая графика используется сейчас практически везде: от маленьких значков до плакатов;

• высокая скорость обработки сложных изображений, если не нужно масштабирование.

Растровое представление изображения естественно для большинства устройств ввода-вывода графической информации, таких как мониторы (за исключением векторных устройств вывода), матричные и струйные принтеры, цифровые фотоаппараты, сканеры, а также сотовые телефоны.

 Недостатки. При всех своих плюсах растровые изображения, использующие большую битовую глубину (16 или 24 бит на пиксель), занимают очень много места. К тому же для того, чтобы редактировать высококачественные фотографии, вам потребуется достаточно мощный компьютер с большим количеством оперативной памяти.

Еще один минус состоит в том, что для растрового графического файла всегда используется фиксированное количество пикселей, поэтому любое изменение изображения (увеличение, поворот и так далее) приводит к неминуемому искажению картинки и границы объектов получаются неровными.

 3.     Обзор графических редакторов растровой графики

Растровый графический редактор — специализированная программа, предназначенная для создания и обработки изображений. Подобные программные продукты нашли широкое применение в работе художников-иллюстраторов, при подготовке изображений к печати типографским способом или на фотобумаге, публикации в интернете.

Растровые графические редакторы позволяют пользователю рисовать и редактировать изображения на экране компьютера, а также сохранять их в различных растровых форматах, таких как, например, JPEG и TIFF, позволяющих сохранять растровую графику с незначительным снижением качества. В противоположность векторным редакторам, растровые используют для представления изображений матрицу точек (bitmap). Однако, большинство современных растровых редакторов содержат векторные инструменты редактирования в качестве вспомогательных.

Adobe Photoshop – растровый графический редактор, разработанный и распространяемый фирмойAdobeSystems. Этот продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений, и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop. Photoshop тесно связан с другими программами для обработки медиафайлов, анимации и другого творчества. Совместно с такими программами, как Adobe ImageReady (программа упразднена в версии CS3), Adobe Illustrator, Adobe Premiere, Adobe After Effects и Adobe Encore DVD, он может использоваться для создания профессиональных DVD, обеспечивает средства нелинейного монтажа и создания таких спецэффектов, как фоны, текстуры и т. д. для телевидения, кинематографа и всемирной паутины. Из-за высокой популярности Photoshop, поддержка его формата файлов, PSD, была реализована в его основных конкурентах, таких, как Macromedia Fireworks, Corel PhotoPaint, Pixel image editor, WinImages, GIMP, Jasc Paintshop Pro и т. д.

 Photoshop поддерживает следующие цветовые модели:

  • RGB
  • LAB
  • CMYK
  • Grayscale

Photoshop фирмы Adobe многооконный графический редактор позволяет создавать и редактировать сложные рисунки, а также обрабатывать графические изображения (фотографии). Содержит множество фильтров для обработки фотографий (изменение яркости, контрастности и т.д.).

3.2.

PaintЭтот редактор является одним из самых простых графических редакторов в среде MS Windows. Он появился в версии Windows 95 и с тех пор не изменился. Paint (в переводе с английского означает краска) представляет собой простой однооконный редактор растровой графики, который, тем не менее, позволяет создать достаточно сложный рисунок.

Программа включает средства для построения прямых и кривых линий, эллипсов и окружностей, прямоугольников, квадратов и многоугольников (как контурных, так и закрашенных). Есть инструменты для выделения фрагмента рисунка, заливки замкнутой области цветом, а также инструменты, имитирующие рисование кистью и пульверизатором. Имеется возможность создания надписи и задания толщины линии.

Доступны и некоторые операции преобразования рисунка, а именно: зеркальное отображение относительно горизонтальной и вертикальной осей, инвертирование и замена цветов, сжатие, растяжение и наклон. Однако в Paint совершенно отсутствуют разного рода эффекты и фильтры. Кроме того, этот редактор поддерживает всего несколько форматов файлов.

Окно программы Paint

Редактор GIMPGIMP – это мощный профессиональный графический редактор с массой вспомогательных программ. Само название GIMP является аббревиатурой GNU Manipulation Image Program и переводится на русский язык как программа обработки изображений.Разработчики программы постарались включить в нее все, начиная с основных средств рисования и редактирования, без которых не обходится ни один графический редактор, и заканчивая самыми современными средствами обработки изображений. GIMP включает все те средства, которые есть в программе Photoshop, и «понимает» формат файлов, используемый в этой программе, так что пользователи Photoshop могут легко перейти на использование GIMP. Есть версия этого редактора для ОС Windows.

3.4.

Окно редактора GIMP

Paint Shop Pro. (https://www.paintshoppro.com/ru/). Графический редактор, предоставляющий широкий выбор кистей для рисования и ретуширования изображения, более 25 стандартных фильтров для его обработки, базовый набор стандартных эффектов и подключаемые фильтры для пакета Photoshop. Поддерживает работу со слоями изображения и многоуровневую отмену действий.

3.5

Окно программы Paint Shop Pro.

PhotoImpact.Графический пакет предназначен не только для создания и редактирования изображений. Он предлагает средства для создания и управления базами данных фотографий, просмотра файлов изображений, создания мультимедийных слайд-шоу, захвата изображения с экрана, преобразования файлов. Поддерживает работу со слоями, предварительный просмотр в реальном времени, расширенные специальные эффекты, размещение текста на заданной кривой, инструменты ретуширования изображения.

3.6.

Corel PhotoPaint. Графический редактор, имеющий все необходимое для создания и редактирования изображений, быстродействие при работе с файлами. Позволяет публиковать эти изображения в Интернете. Содержит инструменты для работы с анимированными изображениями и слайд-шоу.

3.7

Окно редактора Corel PhotoPaint

Picture Man. Графический пакет позволяющий создавать и редактировать графические файлы, монтировать и обрабатывать цифровое видео. Пакет содержит более 70 высококачественных фильтров для работы с изображениями, инструменты цветокоррекции, фильтрации и ретуширования.

3.8.

Окно программы PictureMan

Существуют также рисовальные программы, которые моделируют традиционные инструменты и средства художников. Поддержка графических планшетов для ввода рисунков – главная особенность этих программ. Обычно они используются профессиональными художниками или пользователями, имеющими развитые художественные способности. Painter Classic считается одной из лучших программ для рисования кистями.

 Контрольные вопросы для самопроверки:

  1. Что такое растровая графика?
  2. Что такое пиксель?
  3. От чего зависит качество растровой графики?
  4. Форматы растровых графических файлов

 Список литературы:

  1.   Программы растровой графики. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.softhome.ru/article/redaktory-vektornoy-i-rastrovoy-grafiki