- Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Психология профессиональной деятельности» являются:
сформировать у обучающихся научно обоснованное представление о современных условиях профессиональной деятельности и ее психологических основах;
обозначить возможности самооценки и самореализации в различных направлениях профессиональной деятельности;
заложить основы для развития долгосрочной мотивации к освоению выбранной профессии.
Задачи дисциплины:
Познакомить обучающихся с психологическими особенностями и условиями реализации современных видов профессиональной деятельности в организациях разных типов;
Определить важнейшие психологические требования к работнику современной организации;
Сформировать представление о направлениях и реализации профессиональной карьеры, возможностях и ограничениях в управлении своей карьерой, перспективах самореализации;
Сформировать способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
Развивать способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки;
Развивать способность использовать психологические знания и технологии в процессе решения научно-прикладных задач психологического обеспечения организационного развития, укрепления кадрового потенциала и профессионального здоровья персонала организаций.
2.Место дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина «Психология профессиональной деятельности» относится к дисциплинам первого модуля базовой части ОПОП, преподается в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений (Б1.В.04). Дисциплина «Психология профессиональной деятельности» имеет логическую и содержательно-методическую связь с такими дисциплинами базовой части как: «История и философия науки», «Теория организации и организационного поведения», «Правовые основы управления человеческими ресурсами», а также с дисциплинами вариативной части профессионального цикла «Организационная психология», «Организационное консультирование», «Кадровый менеджмент», «Психологическая оценка персонала в организации».
3. Требования к результатам освоения дисциплины «Психология профессиональной деятельности»:
Изучение дисциплины направлено на формирование компетенций, приведенных в таблице ниже:
Категория (группа) компетенций |
Код и наименование |
Код и наименование индикатора достижения универсальной компетенции |
Универсальные компетенции и индикаторы их достижения |
||
Системное и критическое мышление |
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ИД УК-1.1. Знает: методы критического анализа и оценки современных научных достижений; основные принципы критического анализа. ИД УК-1.2. Умеет: выделять проблемную ситуацию, описывать ее, определять основные вопросы, на которые необходимо ответить в процессе анализа, формулировать гипотезы; описывать явления с разных сторон, выделять и сопоставлять разные позиции рассмотрения явления, варианты решения проблемной ситуации; получать новые знания на основе анализа, синтеза и др.; собирать данные по сложным научным проблемам, относящимся к профессиональной области. ИД УК-1.3. Владеет: навыками выделения оснований, преимуществ и дефицитов, границ применимости положений, навыками выделения скрытых связей, зависимостей на основе интеграции, синтеза информации, положений; навыками аргументации предлагаемой стратегии решения проблемной ситуации, обосновывания действий, определения возможности и ограничения ее применимости |
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) |
УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки |
ИД УК-6.1Знает: взаимосвязь своей профессии с другими смежными профессиями; возможные перспективы своей профессиональной карьеры; основы саморазвития, самореализации, самоменеджмента, самоорганизации, использования творческого потенциала собственной деятельности ИД УК-6.2 Умеет: осуществлять рефлексию собственной деятельности и профессионально важных личностных качеств; оценивать собственные дефициты на основе самоанализа, рефлексии, определять направления работы по восполнению дефицитов; анализировать потенциальные возможности и ресурсы среды для собственного развития; определять приоритетные задачи на основе выделенных критериев, имеющихся ресурсов и задач; осуществлять целеполагание и, в соответствии с поставленной целью и личностными возможностями, подбирать средства для ее достижения, представлять план, устанавливать последовательность и сроки реализации поставленных задач ИД УК-6.3 Владеет: навыками реализации намеченных целей с учетом условий, средств, личностных особенностей и тенденций развития сферы профессиональной деятельности, навыками тайм-менеджмента; проявляет инициативу в освоении новых знаний, методов, использует предоставленные возможности для приобретения новых знаний и навыков профессиональной деятельности |
Обязательные профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения |
||
|
ПК-3 Способен использовать психологические знания и технологии в процессе решения научно-прикладных задач психологического обеспечения организационного развития, укрепления кадрового потенциала и профессионального здоровья персонала организаций
|
ИД-1ПК-3Знать:основные аспекты работы психолога с персоналом организации (отбор кадров, психодиагностика, оценка, адаптация, мотивация и развитие персонала, формирование организационной культуры, анализ организационного поведения);базовые подходы к психологическому анализу профессиональной деятельности менеджера, явлений в сфере организационной психологии и совместной деятельности по достижению организационных целей, психологии управления организационными изменениями; ИД-2ПК-3Уметь: осуществлять подготовку общей схемы проведения диагностико - оптимизационной работы с персоналом организаций; отбирать конкретные методы, соответствующие специфике организационных проблем, с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в организациях ИД-3ПК-3Владеть:средствами психологического анализа различных форм организационных взаимодействий для определения специфики проблем, характерных для сотрудников конкретных организаций; конкретными методами и формами проведения организационно-психологических исследований; методами практической работы психолога в организации, с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в организациях. |
- Курс преподаёт: Коломиец Ольга Васильевна