Целями освоения дисциплины «Теория и практика социальной психологии» являются: овладение магистрами знаний в области современной социальной психологии, ее понятийным и методологическим аппаратом, методами практической деятельности в области диагностики, коррекции, консультирования и просвещения, а также о направлениях и методах   прикладных исследований практической социальной психологии.

Цель курса конкретизируется в ряде задач:

- познакомить магистрантов с научными основами социальной психологии, ее предметами, целями, задачами, с основными теориями и методологическими подходами в отечественной и зарубежной социальной психологии;

 -способствовать усвоению    магистрами категориального аппарата социальной психологии;

-раскрыть содержание и специфику данной учебной дисциплины;

- показать связь социальной психологии с другими областями научного знания;

- формировать способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;

- развивать способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

- развивать способность осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии

-  развивать способность вести просветительскую и психолого-профилактическую деятельность среди различных категорий населения с целью повышения психологической культуры общества и понимания роли психологии в решении социально-и индивидуально значимых задач в сфере охраны здоровья и смежных с ней областей

-  закрепить способность осуществлять педагогическую деятельность на основе новейших разработок в области образования и психологической науки и практики применительно к образовательным потребностям представителей различных групп населения, в том числе особых социальных групп населения (групп риска, уязвимых категорий населения, людей с ограниченными возможностями).

 

2.Место дисциплины в структуре ООП ВО

Дисциплина «Теория и практика социальной психологии» относится к дисциплинам первого модуля базовой части ОПОП, преподается в рамках базовой части (Б1.О.10). Дисциплина «Теория и практика социальной психологии» имеет логическую и содержательно- методическую связь с такими дисциплинами базовой части как: «История и философия науки», «Методика и методология научного исследования», «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», а также с дисциплинами вариативной части профессионального цикла «Организационная психология», «Организационное консультирование», «Кадровый менеджмент», «Психологическая оценка персонала в организации».

3. Требования к результатам освоения  дисциплины «Теория и практика социальной психологии»:

 

 

Изучение дисциплины направлено на формирование компетенций, приведенных в таблице ниже:

Категория (группа) компетенций

Код и наименование

Код и наименование индикатора достижения универсальной компетенции

Универсальные компетенции и индикаторы их достижения

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

ИД УК-3.1 Знает: принципы подбора эффективной команды с учетом возрастных, индивидуально-типологических особенностей участников, социально-психологических процессов развития группы; основные условия эффективной командной работы для достижения поставленной цели; стратегии и принципы командной работы, основные характеристики организационного климата и взаимодействия людей в организации; методы научного исследования в области взаимодействия, взаимоотношений людей и управления человеческими ресурсами

ИД УК-3.2 Умеет: определять эффективность командой работы; вырабатывать командную стратегию; владеть технологией реализации основных функций управления, анализировать интерпретировать результаты научного исследования в области управления человеческими ресурсами; применять принципы и методы организации командной деятельности; подбирать и использовать методы и методики исследования в области взаимодействия, взаимоотношений людей и управления человеческими ресурсами

ИД УК-3.3 Владеет организацией и управлением командным взаимодействием в решении поставленных целей; созданием команды для выполнения практических задач; участием в разработке стратегии командной работы; умением работать в команде; разработкой программы эмпирического исследования в области взаимодействия, взаимоотношений людей и управления человеческими ресурсами

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен анализировать и учитывать

разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

ИД УК-5.1 Знает: психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; методами организации и проведения переговорного процесса, национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения; основные закономерности взаимодействия людей в организации, особенности диадического, группового и межгруппового взаимодействия

ИД УК-5.2 Умеет: грамотно, доступно излагать профессиональную информацию в процессе межкультурного взаимодействия учетом особенностей аудитории; соблюдать этические нормы и права человека; анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей

ИД УК-5.3 Владеет: организацией продуктивного взаимодействия в профессиональной среде с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей; приемами преодоления коммуникативных, образовательных, этнических, конфессиональных и других барьеров в процессе межкультурного взаимодействия; выявлением разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия

Общепрофессиональные компетенции и индикаторы их достижения

Научное исследование и оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПК-1. Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии

ИОПК – 1.1. Определяет методологические основания и принципы исследований в изучаемой предметной области: - знает общие естественнонаучные и социогуманитарные основания психологической науки, методологические принципы проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии; - умеет применять критерии научности психологического исследования, критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических данных и результатов при оценке научных исследований; - владеет способами поиска, обработки, классификации и систематизации научно-теоретической и эмпирической информации; - владеет приемами методологического анализа научных исследований.

ИОПК – 1.2. Разрабатывает дизайн исследования: - знает типологию, принципы разработки и требования к дизайну психологического исследования; - умеет обосновывать актуальность, выдвигать научные гипотезы, формулировать задачи, разрабатывать дизайн, программу и рабочие планы теоретического и эмпирического исследования в психологической науке и практике; - владеет приемами формулировки гипотез, подбора исследовательских планов и методов анализа данных для их проверки.

Психологическая профилактика

ОПК-7. Способен вести просветительскую и психологопрофилактическую деятельность среди различных категорий населения с целью повышения психологической культуры общества и понимания роли психологии в решении социально-и индивидуально значимых задач в сфере охраны здоровья и смежных с ней областей

ИД ОПК -7.1. Знает основные задачи и методы профилактики и просвещения

ИОПК 7.2. Умеет оценить потребности целевой аудитории и разработать планы и программы профилактической и просветительской работы

ИД -ОПК 7.3. Владеет приемами стимулирования интереса аудитории к психологическим знаниям, практике и услугам.

Преподавание (обучение)

ОПК – 10. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе новейших разработок в области образования и психологической науки и практики применительно к образовательным потребностям представителей различных групп населения, в том числе особых социальных групп населения (групп риска, уязвимых категорий населения, людей с ограниченными возможностями).

ИД ОПК – 10.1. Определяет потребности в обучении и развитии: - знает концепции личностного и профессионального развития, основные подходы к планированию профессиональной карьеры; - умеет выявлять и анализировать информацию о потребностях обучающихся с помощью интервью и анализа документации в образовательном процессе; - владеет приемами определения и согласования целей обучения и развития.

ИД ОПК – 10.2. Создает программу обучения: - знает психологические теории обучения, воспитания, развития; - умеет использовать педагогические модели и технологии с учетом возрастных и профессиональных особенностей обучающихся, а также особых социальных групп населения; - владеет приемами диагностики психологических проблем в педагогической деятельности и методами их разрешения.